Спрос в РФ сместился в сторону недорогих кондитерских изделий (в первую очередь мучных и сахаристых сладостей). Это привело к сокращению потребления шоколада в России более чем на 10%.
В 2020 г. потребление шоколада сократилось до 6 кг в год на душу населения.
В ответ на рост издержек, связанных с колебаниями валютных курсов, производители шоколада сократили импорт основного ингредиента — какао-масла — и начали переходить с более дорогих (какао-масло) на более дешевые ингредиенты (какао-бобы). Так, в 2020 г. объем импорта какао-масла снизился на 6% до 35 тыс. тонн, а импорт какао-бобов, наоборот, вырос на 6% до 70 тыс. тонн.
Этот подход помогает сохранить маржинальность в краткосрочной перспективе, уверяют аналитики Центра отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка, ссылаясь на данные анализа российского рынка шоколада и кондитерских изделий. Одновременно с этим внутреннее производство шоколада в стране в 2020 г. снизилось на 9% (до 1 млн тонн).
Снижение потребления шоколада в 2020 г. объясняется как частичным переключением спроса на более дешевые шоколадсодержащие сладости, так и на другие, более питательные продуктовые категории с содержанием муки и сахара, — комментирует руководитель ЦОЭ Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Как пояснил Дальнов, часть ингредиентов, например, какао-масло или какао-бобы не производятся в России и сложнозаменимы в традиционной рецептуре шоколада. Изменение валютных курсов и рост себестоимости шоколадной продукции вынуждает производителей сокращать производство дорогих видов натурального шоколада в пользу более доступных видов изделий с меньшим содержанием шоколада или заменой какао-масла альтернативными видами.
Как уточняют аналитики ЦОЭ, в зависимости от вида кондитерского изделия доля продуктов переработки какао-бобов в сырьевой себестоимости может достигать 80%. Их замена более дешевыми ингредиентами, например, фруктовыми или ореховыми наполнителями, может помочь поддержать рентабельность. Но в долгосрочной перспективе спрос на такие изделия может оказаться нестабильным из-за изменения привычного для потребителя вкуса. В целом, по мнению экспертов, сейчас российский рынок шоколада в насыщен, и нет оснований для его значительного роста в будущем.
В среднем в ближайшие годы потребление шоколада в России будет находиться в диапазоне 6-7 кг в год на душу населения. Перспективной может стать продуктовая ниша с высоким процентным содержанием какао — более 70%. Спрос на подобную продукцию может вырасти за счет набирающего обороты тренда на здоровый образ жизни, — подытожил Андрей Дальнов.
По прогнозам ЦОЭ РСХБ, производство в РФ шоколадной продукции на экспорт продолжит расти. Поставки шоколадных изделий на зарубежные рынки по итогам 2020 г. увеличились на 8% — до 300 тыс. тонн. Основными покупателями российской продукции стали Китай и страны СНГ, такие как Казахстан и Белоруссия.