Новосибирской области одобрено 12 крупных инвестпроектов, а в Академгородке может появиться свободная экономическая зона. Как видят инвестпотенциал области финансовые эксперты?
Министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников на пресс-конференции 12 марта рассказал, какие заводы появятся в регионе и как область планирует развивать государственно-частное партнерство. Эксперты НГУЭУ поделились мнениями о проектах и своим видением развития региона.
Канд. экон. наук, доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ Эдуард Коложвари
Точки роста будут появляться быстрее в регионах с хорошим состоянием человеческого капитала, каким является Новосибирская область. Считаю, что ее инвестиционный потенциал просто огромен, в моменте потребность в коммерчески обоснованных инвестициях составляет никак не меньше триллиона руб.
В национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах РФ (рейтинг АСИ) Новосибирская область уже три года подряд занимает стабильное 19 место. Если учесть, что она туда «ворвалась» с 57 позиции, то это очень неплохо. Но есть, безусловно, и более динамичные регионы.
Некоторые инструменты, составляющие общую картину привлекательности региона, развиты лучше, некоторые хуже. Относительно других у нас неплохо обстоят дела с использованием механизмов государственно- (муниципально-) частного партнерства, объектами инвестиционной инфраструктуры — технопарками, промышленными парками и бизнес- инкубаторами.
Меня вдохновляют все анонсированные министром экономического развития проекты, хочется пожелать их скорейшей реализации. Но многие из них требуют значительной федеральной компоненты финансирования и большого внимания высшего руководства региона.
Лично я жалею, что не удается полноценно реализовать медицинский кластер на основе клиники Мешалкина, он мог бы стать большой опорой высокотехнологичной медицины мирового уровня и более широкой основой медицинского туризма в регион.
Кроме того, считаю перспективным строительство нескольких станций новосибирского метрополитена и продление Дзержинской линии до района МЖК.
В то же время, совершенно непонятно, что такое «особая экономическая зона» в применении к Академгородку. Полагаю, что потребность в высококлассных производственных помещениях огромная, главное — чтобы все не превратилось в очередной девелоперский проект. Эксперименты с особыми налоговыми режимами, как показывает практика, в стране не приживаются.
Канд. ист. наук, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ Денис Борисов
В непростой 2020 г. нашему региону удалось согласовать и осуществить множество инвестиционных проектов. Заметно, что правительству области удается находить нужные аргументы для привлечения как федерального центра, так и крупных международных компаний к развитию различных хозяйственных проектов. Накануне министр экономического развития Новосибирской области анонсировал в меру внушительный, в меру противоречивый список инвестиционных проектов в пищевой промышленности, логистике, здравоохранении, социальной инфраструктуре. В пищевой промышленности можно отметить сыродельный завод в селе Павино и утиную фабрику «Улыбино» — это укрепление нашей продовольственной безопасности, полезная, вкусная, нужная еда с весьма ясным экспортным потенциалом. В то же время локализация производства «мусорной еды» компаний Pepci и Lays оставляет смешанные чувства: вроде бы это появление новых рабочих мест… Но как же здоровье нации?
Новосибирская область — это логистический центр, поэтому все, что усиливает нашу транспортную инфраструктуру, нужно развивать. Логистические центры «Почты России», «Озона» однозначно повысят доступность новосибирского малого и среднего бизнеса на российские и международные маркетплейсы. Однако остро стоят вопросы автомобильного трафика: дорожные пробки, нехватка развязок — ежегодно снижается качество автомобильных грузоперевозок. Дополнительно заметно растягивание деловой инфраструктуры в сторону Кольцово, Академгородка, Бердска, и для формирования эффективной агломерации уже сейчас требуются транспортно-логистические решения и инвестиции в них.
Внимание к строительству социальной инфраструктуры, безусловно, можно рассматривать как вложение в качество человеческого капитала. Строительство школ, спорткомплексов, Центра молекулярной визуализации, а в перспективе и онкологического центра — все это также улучшает качество жизни. Однако в последнее время все более резонансно проглядываются негативное последствия использования угля в качестве основного энергоносителя: постоянные смоги и режимы черного неба, рост респираторных аллергических заболеваний, онкология органов дыхательной системы — все это дискредитирует усилия властей региона по развитию человеческого капитала. Явно назрела необходимость инвестиций в изменение энергетического баланса Новосибирской области.
Нельзя не отметить дальнейшее промышленное внедрение сибирских научных разработок компании «ОКСиАл». Проект с углеродными нанотрубками амбициозный, но пока остаются неопределенности по поводу емкости рынка новых материалов и потенциала сбыта этой продукции.
Настораживают идеи по внедрению свободной экономической зоны «Смарт-Сити» в Академгородке, где только 50 гектаров из 800 планируется отдать под научно-производственную зону. Пока у нас в области не видна результативность в развитии свободных экономических зон, пробуксовывает работа с ТОРами в Линево и Горном. Насущнее стоят вопросы снижения или даже отмены НДС на экспорт IT-услуг, тогда, возможно, возникнет потребность в строительстве еще одного Технопарка.
Тем не менее, важно не забывать, что расстояние между «анонсом дорожных карт» и «запуском предприятия» порой может быть просто непреодолимо. Достаточно вспомнить планы компании Монделис, которая с 2014 г. строила-строила завод, а в 2019 г. передумала. Или помпезное разрезание ленточек на заводе Лиотех, которое, к сожалению, не конвертировалось в создание полноценного предприятия.
Д-р экон. наук, президент НГУЭУ Александр Новиков
Новосибирск традиционно позиционируется как город, аккумулирующий интеллектуальный потенциал Сибири и имеющий всевозможные предпосылки привлечения инвестиций в интеллектуальные проекты. Важно отметить, что Новосибирск — город инициативных людей, которые способны разрабатывать и внедрять новые подходы в бизнесе, науке и
На пресс-конференции с министром экономического развития региона Львом Решетниковым были предложены интересные проекты, позволяющие ускорить развитие Новосибирской области. Однако я уверен, что ни один инвестиционный проект в плане реального привлечения потенциальных инвесторов не возможен без создания финансовой инфраструктуры. Думаю, одним из главных инвестиционных проектов Новосибирска и Новосибирской области должно стать создание регионального финансового центра в качестве ключевого элемента современной финансовой инфраструктуры. Основная задача, которую мы должны решить, — привлечь инвесторов, которые принесут инвестиции в наш регион. Принести инвестиции они способны, если их устраивает уровень развития финансовой инфраструктуры. Только после этого у нас могут появиться проекты, связанные с реальным сектором экономики, инновациями.
Безусловно, пандемия оказала существенное влияние на инвестиционный климат как в стране в целом, так и в Новосибирской области. И это влияние как положительное, так и отрицательное. Отрицательное влияние, в первую очередь, сказалось на таких депрессивных в 2020 г. сферах экономики, как туризм, гостиничное дело, домохозяйства. Однако есть примеры с положительным влиянием пандемии: это тот же финансовый рынок, на котором появилось очень много интересных технологий, связанных с цифровизацией. Также достаточно хорошие условия для развития получила IT-отрасль. Поэтому в целом, когда через несколько лет мы будем оценивать пандемию и ее последствия, мы абсолютно точно констатируем, что этот период стал очень важным толчком для развития российской и мировой экономики.
Традиционно, кроме IT-отрасли, фармацевтики сейчас существуют реальные изменения, например, в сельском хозяйстве. Нельзя сказать, что есть какой-то стремительный рост в этой сфере, но во многом мы решили задачу самообеспечения, у нас появились излишки товаров, которые мы можем продавать за рубеж. Однако, чтобы это все продавать цивилизованным образом, необходимы соответствующие технологии продаж — биржи деривативов, то есть биржи, которые торгуют фьючерсными и опционными контрактами на поставку зерна и других товаров природопользования (нефти, леса). В России, к сожалению, этот рынок практически не развивается. За рубежом биржи деривативов — одни из главных финансовых институтов рыночной экономики.
На мой взгляд, создание свободной экономической зоны в Новосибирском Академгородке имеет косвенное отношение к проекту «Академгородок 2.0», потому что свободная экономическая зона предусматривает возможности инвесторов пользоваться не только производственной, строительной, логистической, финансовой и иной инфраструктурой, но и возможностью совершать другие операции, связанные с устойчивостью бизнеса. Ничего особенного с этих позиций в Академгородке пока нет. Я думаю, что нужно развивать Новосибирскую область в целом, город Новосибирск, не ставя во главу угла Академгородок. Либо нужно все-таки понять, что такое «Академгородок 2.0».