С каждым годом все сильнее ужесточается налоговый контроль государства, что понуждает бизнес к изменениям его организационной структуры.
Можно с уверенностью сказать, что структурирование бизнеса стало главным трендом последних лет.
Комплексные проекты по структурированию бизнеса проводятся для того, чтобы решить несколько важных задач:
- минимизировать имеющиеся налоговые риски;
- обеспечить безопасность активов и собственников бизнеса;
- создать условия для масштабирования бизнеса;
- обеспечить эффективность и удобство управления;
- получить законную налоговую экономию.
При выборе инструментов структурирования в основу закладываются существующие бизнес-процессы, порядок взаимодействия с поставщиками и покупателями, а также особенности коммуникаций между структурными подразделениями самой компании.
Организационно-правовые формы и договорные связи между субъектами группы компаний должны осуществляться с учетом особенностей конкретного бизнеса и его исторического развития. Такой подход позволяет наложить новую структуру бизнеса на уже существующие бизнес-процессы.
Иной подход, который предстает в качестве попытки изменения существующих бизнес-процессов под новую структуру, обречен на провал. Это приведет либо к снижению эффективности бизнеса, либо к тому, что новая структура будет существовать формально. Другими словами, внешняя оболочка не будет соответствовать тем процессам, которые существуют в реальности.
В качестве примера разберем кейс по структурированию компании, занимающейся оптовой торговлей.
ООО «Торговый дом» ведет деятельность по оптовой торговле промышленным оборудованием. Это оборудование закупается у китайского завода-изготовителя. Сам закуп осуществляется не напрямую у завода, а через посредника. Задача посредника состоит в том, чтобы взять на себя все риски возможных претензий таможенных органов к цене импортируемого товара и, как следствие, перерасчету таможенной пошлины.
Однако нужно понимать, что занижение цены товара на таможне — это палка о двух концах, с одной стороны — достигается экономия за счет уменьшения размера таможенных пошлин, с другой же стороны — покупатель в ущерб себе уменьшает «таможенный» НДС, который в дальнейшем будет взят к вычету.
В бизнесе два партнера. Задача первого — налаживание связей с китайскими заводами-изготовителями оборудования. Задача второго партнера — построение сети сбыта товара российским покупателям. То есть первый фактически не участвует в деятельности по реализации продукта.
Налоговые риски здесь очевидны. Они представляют собой риски по НДС при взаимодействии с посредниками, через которых осуществляется закуп товара, так как данные компании обладают признаками технических компаний.
Взаимодействие с китайскими поставщиками и импорт товара — это функция внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подразделения, которое находится в рамках общества с ограниченной ответственностью (ООО), в составе участников которого состоят оба партнера. Закуп товара ведется напрямую у заводов-изготовителей, тем самым исключаются риски по НДС. Расчет показал, что экономия на размере таможенных платежей минимальна, так как большая часть товара завозится либо с нулевой ставкой, либо с 5%.
Внешнеэкономическая деятельность
Реализация товара российским покупателям осуществляется отделом через торговый дом, который представлен в форме ИП Партнер №2, применяющего общую систему налогообложения. Напомним, Партнер №1 в деятельности по реализации товара не участвует.
Как мы видим, новая структура полностью соответствует существующим бизнес-процессам, исключает все имеющиеся налоговые риски и, в качестве бонуса, позволяет достигнуть налоговой экономии.
Есть ли у такой формы ведения бизнеса свои преимущества? Отвечаем — да. Главные преимуществами ведения торговой деятельности в качестве ИП следующие:
- вместо налога на прибыль по ставке 20% уплачивается НДФЛ по ставке 13% (15%);
- отсутствие необходимости вывода денежных средств на личные нужды в качестве дивидендов (отсутствие промежуточной ставки налога на дивиденды в размере 13%), так как все денежные средства, заработанные ИП, являются его личными денежными средствами;
- официально задекларированный доход;
- отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, нет баланса;
- упрощенная процедура увольнения сотрудников.
Важно понимать, что разработка новой бизнес-модели — это лишь один из этапов структурирования. Без разработки грамотного плана внедрения новой модели вся проделанная работа не имеет никакого смысла.
При подготовке плана реализации необходимо учитывать все имеющиеся ограничения, к примеру, условия контрактов с основными поставщиками и покупателями, наличие непогашенных кредитов, состав и принадлежность недвижимого имущества и т.д. К этим пунктам также добавляется деловая цель, без которой переход к новой модели не является возможной.
Таким образом, в состав проектов по структурированию бизнеса входит не только разработка новой модели ведения бизнеса, но и продуманный, понятный план перехода от текущей модели к новой.
Работая с 1990 г., ГК Umbrella Group накопила огромный опыт в области юридического сопровождения бизнеса. В любом деле, за которое мы берёмся, наши юристы ищут наиболее выгодное для компании клиента решение. Мы используем только законные методы, опираясь на многолетний опыт и практические знания наших экспертов.
Юридическая защищенность — уверенность в завтрашнем дне!
Больше информации о нас и наших услугах на сайте: taxlab.ru
Звоните, пишите или заходите в гости!
Umbrella group
ул. Максима Горького, 34,
пл.Труда, 1, офис 102,
пн-пт с 9.00 до 18.00,
тел. (383) 373-17-17,
e-mail: contact@taxlab.ru