Меню

Доступность онлайна привела к умножению шарлатанов на рынке. Мнение эксперта

«В прошлом году стало быстро понятно, что нельзя просто так взять и перенести очный тренинг в онлайн».

Юлия Евсеева, тренер, фасилитатор, основатель Школы фасилитации Юлии Евсеевой

Онлайн бесцеремонно ворвался в нашу жизнь и посягнул на «святое» — то, что традиционно считалось офлайновым на рынке бизнес-образования. Я о тренингах. То есть о таком формате работы, который подразумевает отработку практического навыка, живое общение тренера и ученика. Несмотря на всю очевидность давно наблюдаемого и растущего тренда под названием «все уходит и уйдет в онлайн», мало кто из участников рынка был готов к резкому повороту, который пришлось сделать в прошлом году.

Как онлайн повлиял на тех, кто обучает, на тех, кто учится, на форматы и подходы в работе и в целом на процесс обучения.

Однозначно можно констатировать, что онлайн расширил границы, а точнее вообще их убрал. По большому счету, сейчас учиться можно хоть где. Чуть ли не единственным барьером остался только языковой, который со временем тоже перестанет существовать. И это однозначный и большой плюс онлайн-формата. Тренеры и преподаватели, к которым раньше надо было ехать, теперь стали доступны. Рынок онлайн-образования напоминает большой шведский стол.

Онлайн-формат позволил многим учиться в удобное время в удобном месте. Теперь обучающий продукт подобен конструктору: пользователь по своим критериям делает выбор нужных опций. Постоянно появляющиеся платформы только расширяют этот выбор. 

Если говорить о корпоративном образовании, то однозначным плюсом можно считать полный пересмотр обучающих программ и отношения к их результативности. В прошлом году стало быстро понятно, что нельзя просто так взять и перенести очный тренинг в онлайн. Так не работает. Я знаю много корпоративных университетов, которые заново изобрели все свои программы, систему оценки качества обучения. И это им пошло на пользу. До 2020 г. многие думали, что онлайн-обучение — это проведение серий вебинаров.

Благодаря онлайну появился вообще новый сегмент обучающих программ: обучение тому, как работать с аудиторией в онлайне. Здесь востребованными стали онлайн-методологи, которые разбираются в технологиях, принципах формирования учебных программ, знатоки онлайн-платформ, диджитал-тренеры. Новых слов и специализаций становится все больше. Я порой даже сама не успеваю за новшествами.

Однако не все так радужно. Появление онлайна в нашей жизни привело к перенасыщению и, как следствие, — «перееданию». Я знаю многих людей, которые накупили онлайн-курсов (про запас; потому что актуальное; все брали — и я взял), которые так и лежат без дела. И скорее всего, руки до них не дойдут. Потому что каждый день появляется что-то новое. Люди, привыкшие употреблять обучающий контент, начали использовать практики информационного детокса.

Доступность онлайна привела к умножению шарлатанов на рынке. Их и до этого было немало, а с онлайном стало еще хуже. Человеку, который озадачен выбором, где, у кого и чему учиться, сейчас реально сложно: вероятность ошибки очень высока. Большинство тренеров и «тренеров» научились красиво упаковываться и продаваться, создавать привлекательные лендинги, выкладывать десятки вдохновляющих отзывов от прошедших обучение. Причем порой не задумываясь о качестве обучающего курса или тренинга.

Какова судьба офлайн-обучения в свете всего сказанного? Онлайн помог лучше осознать, насколько людям важно живое общение. Живые тренинги по-прежнему будут актуальны. Я уверена: будущее — за гибридным форматом, то есть оптимальным сочетанием и дополнением онлайн- и офлайн-обучения. Все, что можно и экономически целесообразно перевести в онлайн, туда и уйдет. Гибридность будет присутствовать во всем. На моих живых тренингах уже скоро станет привычным, что один-три участника присутствуют дистанционно.

Материал подготовлен для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» от 19.04.2021 г. специально к форуму «Будущее города».