Меню

Евгений Бойков: «Нам нужно постоянно удивлять клиента»

«Зачем люди делают бизнес? Чтобы обрести свободу. Но что это за свобода, если день расписан по минутам? У меня правило: есть одна главная на день задача, которую надо решить. Всё. Решена — отлично!»

Владелец и основатель магазина уникальных продуктов «Продукто» Евгений Бойков уверен, что усердный труд и удача — один из главных секретов успешного бизнесмена. А к любой даже самой непростой ситуации он старается подходить с юмором: 

Со стороны может показаться, что мы как-то легкомысленно относимся, но на самом деле это достаточно мощное средство — юмор. Ведь ты начинаешь проще относиться к ситуации.

Как пришла в голову идея сделать такой магазин?

Мы с женой никогда не работали в найме: это всегда был фриланс, проекты, бизнес. Но это были чужие проекты, а нам захотелось свои. Идея была такая: нужно что-то более вечное и стабильное — то, что будет пользоваться спросом. И решили, что магазин «Продукто» — то, что надо. Открывались мы 2014 г., когда из-за крымских событий доллар и евро «взлетели». Тот кризис и потом пандемия показали, что наш выбор был верным: мы оказались одними из немногих, кто работал без запретов и ограничений.

Что было самым трудным на старте?

— Поначалу было очень сложно — не было денег, знаний. Первые полгода мы работали почти без сна и отдыха. А еще это была так называемая «долина смерти», когда ты еще не зарабатываешь деньги, но при этом активно их тратишь. Но мы не стояли на месте, каждый день что-то делали, улучшали — приходилось учиться на ходу.

Параллельно с этим и государство что-нибудь «придумывало»: то онлайн-кассы, то ЕГАИС по учету алкоголя, то «Меркурий» — учет молочки. Только ты придумал, как с этим работать, приходит государство и говорит, что теперь все по-другому и всю свою прежнюю технику ты можешь выкинуть. В итоге у каждого предпринимателя где-то в гараже стоит огромная коробка техники, которая больше не нужна. Я считаю, бизнесу нужно дать лет пять спокойствия, чтобы он смог разгрести последствия пандемии.

А что с финансами — был какой-то стартовый капитал?

— Финансово мы начинали с минуса, потому что у нас был долг 300 тыс. руб. от нашего предыдущего проекта. Мы подключали свои связи, клиентов, для которых мы когда-то выполняли работу. Сначала мы взяли их в дело в качестве инвесторов, но потом решили, что бизнес должен быть полностью автономным и выкупили их доли. Мы брали кредиты, а так как это был 2014 г., ставки были очень высокими — под 40% годовых. Сейчас все эти кредиты на 90% уже мы закрыли.

У вас довольно нестандартный товарный ассортимент. Насколько востребован ваш магазин в городе?

— Продукция однозначно пользуется спросом. И мы уже несколько лет наблюдаем, как вокруг нас открываются и закрываются компании, а мы бесперебойно работаем седьмой год. Есть постоянные клиенты, благодаря которым мы держимся на плаву: ведь у нас не настолько туристический город, чтобы надеяться на наплыв клиентов в сезон.

А кто ваши клиенты?

— Это люди, у которых есть деньги на товары не первой необходимости. Они могут себе позволить попробовать что-то необычное, интересное, новое. Деньги и любопытство — на этих двух вещах и базируется спрос на наши товары.

Получается, чтобы ваш магазин зарабатывал, должен постоянно соблюдаться вау-эффект?

— Да, наша специфика в том, что нам нужно постоянно удивлять клиента. Если владельцу обычного продуктового магазина можно понять, что клиентам нужно, и потом не менять ассортимент месяцами и даже годами, то в «Продукто» все по-другому. У любого продукта есть такой период, когда его нет в сетевых магазинах или его очень мало на рынке. Мы должны такой продукт угадать, поставить его себе на полку и короткое время его продавать — пока он не ушел в сетевые магазины. У нас каждую неделю новые позиции товаров, и каждый год наш магазин ассортиментом на 100% отличается от того, что было год назад.

А с конкуренцией как боретесь? Чем вы лучше других?

— Конкуренция большая: это сервисы доставки, другие магазины (и онлайн тоже), кофейни и кафе. Потому что, когда человек думает о том, какой подарок ему подарить, то выбирает между цветами, игрушками и нашей продукцией. Но все равно такого, как у нас, очень мало в городе. У магазинов как правило довольно усредненный подход к клиенту, а мы выстраиваем индивидуальные отношения. Например, для постоянных клиентов у нас всегда найдется эксклюзив, и есть и такие товарные позиции, которые мы возим только под конкретных людей. 10% нашего ассортимента даже до полок не доходит. Так работают, наверное, только винные бутики.

Свой ассортимент мы собираем лучше, чем другие закупщики, просто потому что мы этим занимаемся 24/7. Еще мы не обременены соглашениями с брендами: если нам что-то не нравится, мы просто убираем это с полки. А если что-то сильно нравится, мы не ждем, когда товар появится в России, и сами его завозим. Например, если есть в Мексике какая-то газировка, которая нам нужна, то мы ее напрямую сами и достаем.

Как пережили пандемию в 2020? Изменилось как-то мировосприятие, схема ведения бизнеса?

— Каждый год происходят какие-то события, и у нас слетают розовые очки. И каждый год мы себе говорим: «Ну, теперь-то мы ученые, нас ничем не удивишь!» Но в пандемию это произошло снова и окончательно. Главное правило, которое мы для уяснили: что бы ни происходило, ты за себя отвечаешь сам, и никто не поможет. В нашей стране ничего нельзя ждать от государства.

Это было очень крутое для переосмысления время: стало ясно, что тем, кто не умеет быстро адаптироваться, пришлось тяжелее всего. И было заметно по бизнесу: он что-то предпринимал и шевелился намного быстрее, чем государственные структуры. Например, в самом начале пандемии салоны красоты и парикмахерские оказались оснащены антисептиками и масками лучше, чем в больницах. Этот период показал, что централизация экономики и возврат в «советский союз» — худшее, что может произойти со страной.

Обычно у бизнесмена много дел, и из-за этого вырабатывается очень жесткий график, расписанный буквально по минутам. У вас тоже так?

— В 2018 г. я понял, что хочу жить в своем ритме: и бизнес вести, и с людьми общаться. Ведь одна из причин, по которой люди занимаются бизнесом, — обретение свободы. Но что это за свобода, если день расписан по минутам? У меня правило такое: есть одна главная на день задача, которую надо решить. Всё. Решена — отлично!

В последнее время стараюсь не урабатываться так, чтобы потом пришлось долго отдыхать. Появился ребенок, и я стал уделять ему много времени. До пандемии любимым занятием были путешествия, но и сейчас стараемся выбираться на Алтай. Главный совет и себе, и всем — не работать до выгорания, ценить себя и свое личное время. Раньше из-за спешки мы делали много ошибок, принимали непродуманные решения, заводили слишком много бизнесов и направлений. Мы до сих пор некоторые из этих проблемы решаем.

В сфере бизнеса много стресса и форс-мажоров. Что помогает не сломаться?

— Моя команда — у нас ведь семейный бизнес. А еще в Новосибирске есть более опытные предприниматели, к которым всегда можно прийти за советом.

Очень помогает юмор! Мы над всем любим смеяться, и изо всех ситуаций, какими бы они не были серьезными, устраиваем практически стендап-шоу. Со стороны может показаться, что мы как-то легкомысленно относимся, но на самом деле это достаточно мощное средство — юмор. Ведь ты начинаешь проще относиться к ситуации.

Продолжите фразу: «Удача для предпринимателя — это…»

— Удача для предпринимателя — это очень важно. Этот фактор очень сильно влияет. Но важно и количество попыток — при достижении цели нужно постоянно пытаться еще и еще. Тяжелый труд плюс удача — это наше все.

Какие перемены ждут ваш бизнес — планы на будущее?

— Активное развитие импорта продуктов питания, поиск нового и по цепочке — импорт в больших объемах. Это сейчас главное наше направление. У нас есть большие задумки по производству и по развитию сети, но нестабильность внутри страны приводит к тому, что планы пересматриваются. И к сожалению, если стоит выбор, производить что-то внутри страны или завезти уже готовое, если для этого нужно одинаковые силы и деньги, то лучше выбрать второй вариант. Можно посмотреть на Грузию, Эстонию, Южную Корею — те страны, где легко делать бизнес. После того, как видишь, какие там условия, какие налоги, по-другому начинаешь смотреть на то, что происходит в России. Начинаешь думать, а стоит ли вообще делать что-то основательно? Только когда ситуация в стране улучшится, можно будет делать то, что от нас хочет государство — создавать рабочие места, инвестировать в основные средства, чтобы капитал работал.

Читайте также: Дом со спа-комплексом за 155 миллионов выставили на продажу в Новосибирске