«Многие юристы считают такое право нелегитимным. Ограничения, выработанные таким правом, очень напоминают ограничения, устанавливаемые при режиме ЧС, но такой режим не введен».
В условиях коронавируса развилось так называемое «ковидное право» — система федеральных подзаконных актов и актов субъектов РФ, которые устанавливают ограничения и (или) условия осуществления деятельности организаций, перемещения граждан. Многие юристы считают такое право нелегитимным. Выработанные им ограничения очень напоминают те, которые устанавливаются при режиме ЧС, но такой режим не введен. Государство пошло по иному пути, предоставив субъектам право вводить режим повышенной готовности.
Возможность получения услуг общепита является частью гражданской правоспособности, которая может быть ограничена только в случаях, установленных законом, и, формально, акты исполнительной власти субъектов такие ограничения вводить не должны.
Отступление от требований формальной законности ради общественной значимости, по мнению Конституционного суда, соответствует Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.12.2020 N 49-П)
Может ли ресторан отказаться принимать гостей без прививок?
Новый указ мэра Москвы №35-УМ от 22.06.2021 стал первым актом на уровне субъекта, приостанавливающим деятельность общепита, но с оговоркой, что его услугами могут воспользоваться только люди с QR-кодами, подтверждающими вакцинацию от ковида. 24.06.2021 в него внесли изменения, добавив возможность оказания услуг общепита гражданам без такого кода — несовершеннолетним, гражданам с результатами ПЦР-теста, сделанного не более чем за три дня до посещения заведения, либо на летних верандах.
Режим работы должен устанавливаться организациями, оказывающими услуги потребителям самостоятельно (ст. 11 Закона о защите прав потребителей).
Новым указом организации поставили перед выбором: либо приостановить деятельность по оказанию услуг общественного питания полностью (за исключением заказов на вынос), либо действовать по принципу COVID-free — включиться в соответствующий реестр и оказывать услуги только некоторым гражданам.
Каждый договор предпринимателя с потребителем является публичным, т.е. заключаемым с каждым желающим (ст. 426 ГК РФ). Услуги общепита — это тоже публичный договор, но по закону заведение вправе оказать предпочтение одному лицу перед другим лицом, когда это предусмотрено нормативным актом. Формально требования закона соблюдены: выбор у предпринимателей есть, возможность отказать накормить тоже.
Обязательная вакцинация предусмотрена законом?
Граждане имеют право отказаться от любой прививки — это право дано в ст. 5 закона Об иммунопрофилактике инфекционных болезней. Но отсутствие прививки влечет последствия:
- запрет для граждан на выезд в страны, которые требуют прививку;
- временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения;
- отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работы (без сохранения заработной платы) на должности, указанные в Постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (к таким профессиям относятся работы по обслуживанию канализаций, отлову беспризорных животных, работа с биологическими жидкостями человека и т.д.).
Запрета посещать какие-либо организации (рестораны, кинотеатры и т.д.) за отказ от вакцинации не предусмотрено.
Расширять круг лиц, которые будут нести неблагоприятные последствия отказа от вакцины можно лишь в том случае, когда вынесено мотивированное постановление главного государственного санитарного врача субъекта, либо их заместителей (ст. 51 закона О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Обязательной сделать ту или иную прививку не вправе ни один государственный орган.
15 июня главный санитарный врач Москвы вынес Постановление об обеспечениипроведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 категориям граждан, подлежащих обязательной вакцинации. Оно мотивировано интенсивностью прироста (20% в сутки), тем, что болеет в основном работающее население (73% от новых случаев) и ростом числа заболевших лиц, активно посещающих общественные места и пользующихся общественным транспортом. Московские власти обязали прививаться госслужащих, работников транспорта, ЖКХ, образования, торговли, общепита — всего 15 категорий.
После Москвы региональные главные санитарные врачи начали принимать аналогичные постановления и в других городах и регионах: Санкт-Петербурге, Севастополе, Башкирии, Волгоградской области, Оренбургской области. Но сейчас органы власти стараются избегать слова «обязательная». 24 июня пресс-секретарь президента Дмитрий Песков напомнил, что люди, которые работают в сферах где требуется вакцинация могут поменять работу и не нести неблагоприятные последствия своего отказа.
Некоторые юристы полагают, что поскольку отказ от прививки законен, то такие дополнительные ограничения являются незаконным лишением гражданских прав. С одной стороны, от вакцинации отказаться можно, а с другой законом предусмотрены серьезные неблагоприятные последствия такого отказа — отказ в приеме в ВУЗ, отказ в приеме на работу или отстранение от работы.
Зарубежный опыт
- Жителей Берлина с 31 марта обязали предоставлять отрицательный тест на коронавирус при посещении музеев, магазинов, которые не продают товары «базового обеспечения», или парикмахерских, а с 9 мая установили, что ограничения перестанут касаться людей, прошедших полную вакцинацию.
- Коронавирусный паспорт, введенный в Дании с апреля, позволяет его обладателям посещать рестораны, галереи искусств и музеи, и сотни людей вышли на улицы, протестуя против его введения.
- В конце февраля ограничения третьей волны снимали в Израиле для вакцинировавшихся. Там также разработали мобильное приложение, через которое статус вакцинации каждого гражданина можно легко проверить.
Эти меры привели к следующим результатам:
- в конце августа — начале сентября будут сняты почти все ограничения в Дании, а уже сейчас начинают разрешать массовые мероприятия, ослабляют масочный режим.
- в Израиле масочный режим даже отменяли, но из-за Индийского штамма перестраховались и решили вернуть.
- во всей Германии по состоянию на 24 июня всего 774 новых случая заражения. В Москве за то же время, по данным оперативного штаба по борьбе с инфекцией, 8598 новых случаев.
Зарубежная практика показывает, что введенные ограничительные меры снижают количество заболевших, но хотелось бы, чтобы каждый акт, вводящий ограничения в России, был мотивированным и полным. Ни указ мэра Москвы, ни постановления санитарных врачей не учитывают, что существуют категории людей, которым могут дать медицинский отвод от вакцинации — люди с хроническими заболеваниями, аллергическими реакциями, беременные (полный перечень здесь).Что делать с ними? Лишать работы и средств к существованию?
Вакцинироваться или нет — дело каждого. Отказаться от вакцины можно всегда, но стоит помнить, что уже сейчас в Москве без нее могут отстранить от работы (до окончания эпидемии), не пустят в заведение общепита и на концерт. Нужно взвесить все за и против, потому что ограничительные меры могут быть ужесточены и в других регионах.
Управляющий партнер юридической консалтинговой компании «Юсконсалт» Евгения Бондаренко и младший юрист юридической консалтинговой компании «Юсконсалт» Максим Шадрин.
Читайте также: Сразу пять сфер промышленности региона показали резкий спад производства