Почему осилить выход на внешние рынки может каждая вторая компания и как меняются подходы в продвижении организаций за границу, рассказала Алина Мусиенко.
Экспорт — важная часть экономики нашего региона. Количество экспортеров из числа малого и среднего бизнеса Новосибирской области по итогам 2020 г. составило 1594 предприятия, объем экспортных поставок в 2020 г. составил 1,3 млн т (в 2019 г. — 1,08 млн) по данным статистики Федеральной таможенной службы.
Тем не менее нельзя сказать, что это было легко. 2020-й оказался крайне сложным для всемирной торговли, и дело не только в негативном влиянии ограничений, но и в дополнительных защитных мерах в отношении экспорта. Фактически произошла остановка, вызванная снижением спроса иностранных контрагентов, и это привело к резкому падению международных поставок.
Несмотря на пессимистичные прогнозы, новосибирские предприятия достаточно быстро перестроились под новые условия работы. Более того, многие продолжают наращивать объемы производства для реализации экспортных поставок и открытия новых зарубежных рынков.
Что изменилось
Систему поддержки российских экспортеров оперативно адаптировали под новые условия. Большинство мер поддержки перешли в онлайн: выставки проводили на международных электронных торговых площадках, поиск партнеров и переговоры велись в режиме онлайн, как и образовательные мероприятия и консультации с зарубежными представительствами АО «РЭЦ» и торгпредствами РФ.
«Скорость внедрения изменений и онлайн-формат помогли сохранить темп роста экспорта продукции Новосибирской области и минимизировать риски невыполнения обязательств по экспортным контрактам. За прошлый год сотрудники Центра поддержки экспорта Новосибирской области вывели 80 компаний на внешние рынки, из них 14 впервые. И в 2021-м останавливаться не собираемся», — подчеркивает Алина Мусиенко.
Теперь продукцию новосибирских компаний можно найти на eBay, Alibaba, Amazon, Epinduo, Woodresource в странах СНГ, Европы и Азии.
Глобальная смена подхода
Но переход в онлайн — не единственная мера поддержки, и мы стараемся возвращаться в офлайн режим. Минэкономразвития России и Российский экспортный центр разработали новый механизм оказания услуг для поддержки экспортно ориентированных организаций. В рамках нового подхода каждому экспортеру при обращении в ЦПЭ будут предлагаться «коробочные решения», разработанные под типовые ситуации бизнеса на каждой стадии экспортного цикла.
Это значит, что теперь компании имеют возможность получить сразу несколько услуг по индивидуальному запросу, когда раньше действовало правило «1 услуга = 1 организация». Среди доступных опций: сопровождение экспортного контракта, поиск иностранного покупателя, участие в выставках, международных бизнес-миссиях, акселерационных программах, а также выход на электронные торговые площадки.
К каждому предпринимателю применяют индивидуальный подход и предлагают услуги в зависимости от специфики конкретной отрасли и нюансов поставки.
«Развивая региональную сеть поддержки экспорта, мы в первую очередь заинтересованы в формировании благоприятной экосистемы в каждом из регионов. Новый приказ минэкономразвития России — это унифицированный подход, направленный на совершенствование институциональной экспортной среды в регионах. Качественные изменения в нормативной базе работы ЦПЭ позволят представителям сегмента малого и среднего предпринимательства получать услуги в более удобном формате», — рассказывает директор по региональному проекту АО «Российский экспортный центр» Наталья Минаева.
Экспортировать может каждый второй
В Центр поддержки экспорта Новосибирской области обращаются самые разные предприниматели: от начинающих экспортеров до уже действующих с определенным опытом. Мы с уверенностью можем сказать, что комплексные услуги подходят абсолютно к каждому этапу ведения бизнеса и экспортировать сможет каждый. У нас проходят обучающие мероприятия, где мы подробно расскажем, с чего начать и как оптимально выстроить работу при выходе на зарубежные рынки. Например, благодаря размещению на международных электронных торговых площадках, предприниматели, которые не знали, что такое «экспорт», уже продают свои товары прямым покупателям. А те, которым мы помогли получить сертификацию для своей продукции и B2B поставок, уже заключают экспортные контракты на поставку своей продукции дистрибьюторам.
«Каждый день мы сталкиваемся с противостоянием: подавляющее большинство предпринимателей считают, что выйти на экспорт при текущей ситуации невозможно, но это не так. Если компания начала думать о любом масштабировании, — не важно, в формате франшизы или движении в соседние страны, — уже можно говорить об экспортных контрактах. Для этого нужен уверенный темп производства товаров или услуг и желание. Комплексную поддержку мы обеспечим», — заверяет Алина Мусиенко.
Профиль компании не имеет значения. Истории успеха есть в самых разных отраслях, например, волоконно-оптические трансиверы (SFP модули) «ФайберТрейд» продаются в Киргизии, Армении и Таджикистане, полносоставный поезд с флекситанками, наполненными рапсовым маслом компании «Армаз», отправился в декабре 2020 г. в Китай. А качественные онлайн-переговоры позволили производителю рыбной продукции «Фиш Мэн» заключить контракт на поставку продукции в Нидерланды на сумму 3,5 млн долларов США.
Как оставаться в курсе событий для будущих экспортеров
Чтобы помогать компаниям, которые заинтересованы в масштабировании на внешние рынки, держать руку на пульсе, на площадке центра «Мой бизнес» создается Клуб экспортеров.
«Мы видим постоянную необходимость в обмене мнениями, опытом, а также в информировании участников рынка о регулярно изменяющихся условиях ведения экспортного бизнеса и услугах Российского экспортного центра. Участники в том числе смогут формировать предложения по совершенствованию механизмов господдержки и оперативно получать ответы на вопросы», — рассказал руководитель центра «Мой бизнес» Михаил Космынин.
Бонусом для участников будет служить развитие кооперационных связей: компании могут помочь друг другу в выходе на другие рынки. Такое профильное объединение также будет способствовать укреплению имиджа экспортеров среди новосибирских предпринимателей.
Получить бесплатную консультацию и обратиться за услугами можно по телефону 8 800 600 34 07 доп. 2 или в центре «Мой бизнес» по адресу: г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 9в (вход со стороны Ипподромской магистрали).