Мы ездим по дорогам, пользуемся городской инфраструктурой и радуемся новым красивым зданиям, не представляя, сколько и чьей работы кроется за этой привычной реальностью.
С 1963 г. в Новосибирской области работает предприятие, которое за почти 60 лет стало крупнейшим в Сибирском федеральном округе. «Новосибирское карьероуправление» сейчас поставляет щебень на самые масштабные стройки региона. «ДК» побывал на каменном карьере компании и запечатлел тяжелый труд в художественных кадрах.
4 марта 1963 г. на базе Шипуновского и Медведского каменных месторождений Управления строительства и ремонта автомобильных дорог Новосибирского сельского облисполкома был организован «Искитимский щебеночный завод» треста «Росдорстройматериалы», который в мае 1967 г. был переименован в «Новосибирское карьероуправление».
Предприятие росло постепенно: в октябре 2007 г. в состав ОАО «Новосибирское карьероуправление» вошло родственное предприятие «Искитиммраморгранит Н», затем в январе 2012 г. присоединилось ОАО «Каменный карьер», а в августе 2015 г. — ООО «Коенский щебень». Это, по словам генерального директора «Новосибирского карьероуправления» Павла Прохорова, позволило заметно нарастить объемы производства и выйти на новый уровень. Так компания стала крупнейшим предприятием горнодобывающей отрасли Сибирского федерального округа по добыче и переработке строительного камня, а в 2016 г. сменила форму на АО.
Сейчас в состав АО «Новосибирское карьероуправление» входят пять структурных подразделений: Каменный карьер (Тогучинский район), Искитимский карьер (Искитимский район), Медведский (Черепановский район), Новобибеевский (Болотнинский район), Шайдуровский (Сузунский район).
Совокупная производственная мощность карьеров превышает 10 млн т в год. Щебень представлен разными породами: граниты, диабазовые и базальтовые порфириты, альбитофиры и мраморизованные известняки. Это позволяет производить щебень с различными характеристиками, учитывающими область его дальнейшего применения.
Например, он применяется в качестве балластировки железнодорожного пути, подходит для приготовления щебеночно-мастичной смеси, используется в строительстве автомобильных дорог первой категории и аэродромных полос, применяется как заполнитель бетона для напорных железобетонных труб, ответственных конструкций зданий, мостовых и прочих сооружений.
Много лет наша компания поставляла инертные материалы на такие крупные проекты, как Бугринский мост через реку Обь в Новосибирске, Северный обход, дорожные проекты «Сибирского Антрацита» («Разрез Восточный»), аэропорт Толмачево, Восточный обход, крупные магистрали, транспортные развязки и другие объекты дорожно-строительной отрасли. География поставок предприятия — Алтайский край, Томская, Омская и Кемеровские области, а также ХМАО. Главный потребитель — Новосибирская область. Основные постоянные заказчики наших нерудных строительных материалов — ОАО «РЖД» и его структурные подразделения, АО «Новосибирскавтодор», ООО «КПД-Газстрой» ООО «ПТК ЗЖБИ-4» и другие, — рассказал Павел Прохоров.
В цифрах
57973 тыс. куб.м мраморизованного известняка — разведанные запасы Искитимского карьера по состоянию на 1 января 2020 г.
2,5 млн т в год — производственная мощность Искитимского карьера.
46964,5 тыс. куб. м альбитофира и 25163,7 тыс. куб. м диабаза — разведанные запасы каменного карьера в Тогучинском районе на 1 января 2020 г.
4,4 млн т в год — производственная мощность каменного карьера.
10590 тыс. куб. м диабазового и базальтового порфирита — разведанные запасы Медведского карьера на 1 января 2020 г.
900 тыс. т гранита в год — производственная мощность Новобибеевского карьера.
200 тыс. т базальтового порфирита и альбитофира в год — производственная мощность Шайдуровского карьера.
Фоторепортаж: Егор Тиммерман
Текст: Юлия Катковская
Материал подготовлен специально к эксклюзивному выпуску издания «Деловой квартал» — «Книга рейтингов», от 28.06.2021 г.