Меню

AliExpress: К 2025 г. через интернет будет совершаться каждая четвертая сделка в ритейле

Онлайн-шопинг за последние два года стал почти вынужденной мерой. AliExpress Россия рассказал, как изменились предпочтения покупателей в Новосибирске, и почему люди продолжают выбирать онлайн-шопинг.

Как менялся онлайн-шопинг?

Пандемия подарила онлайн-торговле уникальную возможность для роста. Еще накануне глобального локдауна аналитики отмечали стабильный рост e-commerce, а с начала 2020 г. отрасль начала развиваться намного быстрее. Весной-2020, в период изоляции, мы в AliExpress наблюдали за перераспределением спроса — активнее других росли продажи товаров первой необходимости. Однако после отмены самоизоляции мы отмечаем продолжающийся спрос на онлайн-покупки.

Аудитория онлайн-покупателей за это время тоже поменялась. Если в конце 2019 г. ядром аудитории были молодые и люди от 25 до 44 лет, то после локдауна покупки через интернет открыли новые группы пользователей. Еще в начале пандемии мы отметили активность старшего поколения на площадке: прирост покупателей в возрасте от 55 до 64 лет составил 50%, а количество пользователей от 65 лет и выше выросло на 60%.

В течение месяцев, проведенных дома, потребители переключились на самостоятельное приготовление пищи и домашние хобби. После снятия карантина привычки сохранились и продолжают диктовать тренды на рынке FMCG.

Кроме товаров первой необходимости, пользователи проявляли интерес к большому количеству других направлений. Весной и летом на AliExpress наблюдался рост спроса на товары для туризма и активного отдыха. Другая важная категория — товары для заботы о здоровье и красоте. Категории аппаратов для измерения показателей здоровья выросла в пять раз в конце прошлого года, а пульсоксиметры, например, стали заказывать в 31 раз чаще.

Самоизоляция привела к росту интереса к технике и гаджетам. Так, за прошлый год спрос на ПК у россиян вырос вдвое, а на ноутбуки — в 1,4 раза. Кроме того, введение режима самоизоляции изменило досуг пользователей. Например, спрос на игровые приставки в пандемию вырос в четыре раза, что стало уникальным событием для игровой индустрии.

Чем отличается шопинг в Новосибирске?

Весной мы проводили независимое исследование в нескольких регионах России с агентством ResearchMe, чтобы выяснить, как ведут себя онлайн-покупатели сейчас. Выяснилось, что каждый седьмой житель Новосибирска делает покупки в интернете чаще трех раз в месяц. Однако доля тех, кто покупает онлайн реже одного раза в месяц, в Новосибирске по-прежнему велика — 42%. Для сравнения —общероссийский показатель равен 38%.

Чаще всего новосибирцы покупают через интернет для себя (93%), почти в три раза реже — для других членов семьи или в подарок, крайне редко — для работы.

Новосибирцы привыкли покупать через интернет одежду (52%), бытовую технику и электронику (39%), а также продукты и бытовую химию (39%).

При этом самым важным критерием при покупках онлайн новосибирцы считают отзывы о товаре и магазине, с этим согласны 57% респондентов в Новосибирске. Почти половина новосибирцев предпочитают покупать онлайн в проверенном месте и имеют любимые магазины в сети интернет. Чуть меньше половины новосибирцев перед покупкой сравнивают цены в разных магазинах.

Говоря о преимуществах онлайн-шопинга, новосибирцы отметили в первую очередь комфортную стоимость товара, на втором месте — удобство получения товара, на третьем — скорость и стоимость доставки.

Спрос по категориям товаров в Новосибирске и других регионах Сибири в целом соответствует общероссийскому тренду, но есть небольшие различия в предпочтениях. Новосибирск и Томск схожи по структуре потребительской корзины. В Красноярском крае большей популярностью пользовались автозапчасти. В Омске на первое место по популярности вышла категория «Красота и здоровье» и зафиксирован большой рост в категории продуктов.

Топ-10 категорий за 2020 г. в Новосибирске

  1. Смартфоны
  2. Электроника
  3. Компьютеры и офисная техника
  4. Дом и сад
  5. Бытовая техника
  6. Женская одежда
  7. Инструменты
  8. Красота и здоровье
  9. Спорт и развлечения
  10. Автозапчасти

Самый большой рост в 2020 г. в Новосибирске наблюдался в категориях: «мебель», «уход за волосами», «верхняя одежда», «товары для дома и инструменты».

Тенденции и прогнозы

Аналитики Data Insight отмечают, что за время пандемии онлайн-аудитория в России выросла в 2,5 раза. При этом доля онлайн-торговли растет: в 2019 г. она составляла всего 6-7% от всего ритейла, в 2020 г. — 9%. Но это значительно ниже, чем в других странах (например, в соседнем Китае достигает 40%).

Объем рынка E-commerce в 2020 г. под влиянием пандемии составил 2,7 трлн руб., рост +58%. К 2025 г. ожидается рост в четыре раза, а доля электронной торговли в розничной составит 26%. В 2025 г. через интернет будет совершаться каждая четвертая сделка в ритейле в России.

2020 г. был годом вызова для всей экономики, и e-commerce не исключение. Многие бизнесы сумели вовремя перестроиться и выйти в онлайн — в первую очередь на маркетплейсы. Так, в этом году на площадку AliExpress вышли такие крупные компании, как Kari, Baon, Tom Tailor, Decathlon, Твое и др.

С начала 2021 г. число продавцов маркетплейса из России выросло в два раза — в июле на AliExpress работает 61 тыс. локальных магазинов. За первый квартал года рост составил 35% — в апреле с платформой сотрудничали 45 тыс. российских продавцов. Всего на AliExpress 330 тыс. продавцов из разных стран, а общий ассортимент составляет около 160 млн товаров. Регионы Сибири традиционно экономически активные, Новосибирск лидирует как по количеству заказов, так и по представленности локального бизнеса на платформе.

За 2020 г. количество продавцов из сибирских регионов на AliExpress увеличилось в среднем в 10 раз. С AliExpress сотрудничают 1800 продавцов из Новосибирска и области — с начала года количество предпринимателей из региона на платформе выросло на 84%. 47% из них — ИП, 8% — самозанятые граждане, остальные 45% — юрлица. В магазинах новосибирских предпринимателей представлено 130 тыс. товаров — на 12% больше, чем в начале 2021 г. Наиболее крупные по количеству продавцов на платформе категории товаров в регионе — дом и сад (23%), электроника (20%), красота и здоровье (7%).