По данным Авито Недвижимости, этим летом Новосибирская область вошла в топ-10 востребованных у россиян внутренних направлений, и многие туристы предпочитают «посутку» гостиницам и хостелам.
Спрос на квартиры посуточно в Новосибирске увеличился на 18% за год. О том, как рынок устроен изнутри, рассказал владелец компании «Как дома» Ярослав Юсин.
Нет перспектив — нет конкуренции
— Наша компания пришла на рынок шесть лет назад, у меня в собственности был один объект, который до этого какое-то время сдавался в «долгосрок», и я решил попробовать новый для себя формат. Он оказался достаточно удобным и прибыльным. Мы приобрели еще один объект в собственность, а позднее продолжили развивать сеть преимущественно по модели субаренды. Такой вариант позволяет масштабировать компанию быстро и с минимальными вложениями. Сегодня у нас в управлении более 60 квартир, большая часть из которых находится в субаренде, собственные объекты составляют порядка 15% от общего числа. Штат сотрудников компании сейчас насчитывает 25 человек — это управляющие, администраторы, горничные, ремонтники, сантехники и другой персонал, без которого невозможно было бы постоянно поддерживать достойный уровень сервиса.
Рынок посуточной аренды — высококонкурентный, на сайтах объявлений в Новосибирске постоянно размещено 1500-2000 сообщений с разными предложениями от частных владельцев и управляющих компаний. Их количество с каждым годом все больше — например, на Авито в Новосибирске за последний год рост составил 30%. Но если бы конкуренции не было, это бы означало только одно —сегмент никому не интересен, и перспектив в нем нет.
В отличие от частных владельцев, которые зачастую сдают одну-две квартиры в качестве источника дополнительного дохода, управляющие компании вкладывают много сил и ресурсов в развитие бизнеса. Стандарты на рынке «посутки» постоянно растут и заметно приблизились к гостиничным. Еще недавно все, чего ожидали гости — что в квартире будет чисто, и будет свежее постельное белье. Сегодня, если они вдруг не обнаружат шампунь, чай, скоростной wi-fi, то будут считать себя обманутыми. Люди готовы платить больше за хороший сервис: например, для многих важно, чтобы в квартире был не диван, а большая кровать, а также рабочий стол и удобное рабочее кресло.
Диверсификация как способ выиграть
Для того, чтобы не просто выживать, но и развиваться, мы работаем не только над уровнем сервиса, но и максимально диверсифицируем портфель предложений. Помимо квартир эконом-класса разной комнатности, у нас есть коттеджи, квартиры в среднем и бизнес-сегменте, а также апартаменты и лофты. Последние появились как ответ на запрос рынка. В обычных квартирах шуметь нельзя, поэтому мы принципиально не сдаем их для проведения праздников, даже с небольшим количеством гостей. Было решено оборудовать несколько изолированных нежилых помещений так, чтобы там можно было хорошо провести время, слушать музыку, веселиться допоздна, а после с комфортом остаться ночевать. Этот формат оказался очень востребованным, несмотря на то, что его стоимость нельзя назвать низкой — от 4000 до 10 000 руб.
Апартаменты — еще один быстрорастущий сегмент, с появлением апарт-комплексов конкуренция на рынке краткосрочной аренды заметно усилилась. Такие дома сразу строятся по гостиничным стандартам, внутри всегда есть консьерж, который помогает приезжающим с заселением и выселением. В Новосибирске сейчас есть здания, в которых одновременно сдаются в посуточную аренду сразу десятки номеров. Апартаменты удобны и для арендодателей — можно переложить часть функционала на работников комплекса.
Помимо уровня сервиса, для клиентов важно расположение объекта, и тут требования зависят в основном от цели поездки. Если он приехал в командировку, то арендует жилье недалеко от организации — медицинским туристам важна близость к медцентру. Альтернатива — жилье рядом с метро или удобной транспортной развязкой.
Мы развиваем сеть по всему городу: летом много отдыхающих, которые хотят посмотреть местные достопримечательности — они выбирают объекты ближе к метро и в центральной части. Много командировочных заселяется в районе Выборной и ТЭЦ-5. Есть квартиры в Академгородке, рядом с клиникой Мешалкина и в центре возле НИИТО — их выбирают приезжающие на лечение.
Продвижение: все способы хороши
Первая площадка, на которой мы разместили свои объявления, — Авито Недвижимость. Сейчас ресурс остается для нас основным — отсюда приходит до 70% наших клиентов. Вообще мы задействуем все возможные каналы для онлайн-продвижения — размещаем объявления на Booking и Airbnb, настраиваем продвижение в поисковых системах и в соцсетях. Если не вкладываться в рекламу, невозможно держаться на плаву в условиях высокой конкуренции — тебя просто не заметят. Кроме того, у нас есть свой сайт и инстаграм, но они выполняют в основном имиджевую функцию.
Пандемия привела туристов
Новосибирск действительно с каждым годом становится все более привлекательным для туристов. Помимо тех гостей, которые приезжают сюда по делам — в командировку или на лечение, — растет количество отдыхающих из соседних регионов или ближайших стран (например, Казахстана), которые просто хотят погулять, посмотреть достопримечательности, сходить с семьей в аквапарк, зоопарк или театр. Несомненно, свою роль здесь сыграла и пандемия — закрытие границ заметно стимулировало внутренний туризм. Особенно заметен интерес туристов к нашему городу летом — заполняемость с мая по август этого года была близка к 100%.
В сентябре мы готовимся к традиционному спаду. Если летом мы обычно получаем 200-250 звонков в день, то с окончанием сезона отпусков их количество падает в среднем до 50. К концу месяца активизируется деловая активность, за счет командированных сотрудников мы планируем выйти на заполняемость 70-80%.
Впрочем, трудно сказать, что пандемия стимулировала развитие рынка — первые три месяца, когда был объявлен режим изоляции, наши объекты почти полностью простаивали. Люди отказывались от поездок в отпуск, медицинские центры не принимали плановых пациентов, бизнес сокращал командировки. Не все управляющие компании смогли пережить этот сложный период. Нам пришлось отказаться от части объектов — тех, по которым арендаторы и банки не пошли на уступки относительно условий сотрудничества. Но все же большую часть квартир — около 80% — нам удалось сохранить. Сегодня идет процесс восстановления, хотя мы все еще не позволяем себе строить долгосрочных планов по развитию — планирование ограничивается ближайшим месяцем. Но мы смотрим в будущее с оптимизмом и верим, что рынок имеет огромный потенциал.