По следам кризиса микрочипов, перекроившего планы автопроизводителей по всему миру, наступает новый, вызванный сокращением объемов добычи магнезитов в Китае, отметил эксперт.
Сырье необходимо для алюминиевых сплавов, широко использующихся в автомобилестроении — без него отрасль может парализовать в ближайшие несколько месяцев, считает эксперт маркетплейса Банкавто (цифровая платформа РГС Банка) Сергей Власов, который спрогнозировал, чем может обернуться для автобизнеса эскалация кризиса.
Официальная причина таких перемен — в новых экологических правилах для заводов КНР, которые теперь должны укладываться в отведенные лимиты потребления электричества. Так китайское правительство пытается решить проблему вредных выбросов, уменьшая сжигание угля. В результате часть заводов наполовину сократила добычу магния, а некоторые были остановлены совсем.
Проблемы с добычей при этом сохранятся как минимум до конца 2021 г., а существующих запасов хватит до конца ноября. Ситуация осложняется особенностями самого магния. Им нельзя заполнить склады и хранить: примерно через три месяца металл начинает окисляться на воздухе, превращаясь в некондицию. Что будет дальше — большой вопрос. На этом фоне Европейская ассоциация автопроизводителей вместе с 11 другими промышленными объединениями уже выступила с предупреждением о надвигающейся нехватке магния.
Предпосылки дефицита металла при этом — все те же, что у микрочипов по всему миру: жесткая централизация и как следствие — слабая позиция всего рынка. Сегодня на долю Китая приходится 90% мировой отрасли и 95% рынка Евросоюза. Такая расстановка сил становится мощным инструментом экономической войны и тонким местом производственных цепочек других стран, поставленных в зависимое положение. Рычаг давления Китайской народной республики — еще сильнее из-за природных запасов, по которым она находится на третьем месте в мире. Северная Корея и Россия — на первых местах в тройке (явный задел на перспективу), но пока производство магнезитов в Корее не развито.
Гегемония Поднебесной родилась из сознательной политики демпинговых цен, филигранно вписанных между доходностью и большими запасами. Китайские предприятия таким образом постепенно вытеснили с рынка все конкурирующие производства и завязали на себе большинство крупных заказчиков. Что-то похожее в свое время сложилось с микрочипами, производство которых лет 20 назад не отличалось 80%-м перекосом в сторону Азии. Например, по данным Ассоциации полупроводниковой промышленности, доля США в мировом производстве полупроводников составляет сегодня 12%, тогда как в 1990 г. эта цифра равнялась 37%.
Градус накала ситуации снижают производственные мощности самого Китая, который, кроме всего прочего, — один из крупнейших производителей автомобилей и запасных частей. Дефицит на собственном рынке он не допустит и должен обеспечить запланированные объемы. С КНР связаны Audi, BMW, General Motors, Mercedes, Volvo и многие другие бренды.
Будущее рынка магнезитов определят ближайшие месяцы. Сценарий роста цен при этом уже намечен.
И очевидно, что закрывать дыры глобального масштаба в случае чего придется за счет кошельков рядовых покупателей. В сентябре 2021 г. стоимость магния увеличилась на 36% по сравнению с августом. До конца года сырье может вырасти в 1,5 раза, и примерно на треть — производные от магния. Должны подорожать алюминий, кузовные детали и запасные части автомобилей. Сильнее всего рост цен при этом отразится на премиальных марках, в которых алюминий используется шире.
Некоторые считают, что кризис стал результатом новых правил осознанного потребления, к которому пришли китайские власти, решив сбавить темп добычи невосполнимого ресурса. Однако экономическая подоплека сложившейся в отрасли ситуации выглядит куда более правдоподобно. Китай получил мощный рычаг влияния, который может быть использован в ресурсном противостоянии. Тенденция удорожания магния сохранится на протяжении всего 2022 г., если объемы добычи останутся на низком уровне, а интерес КНР перерастет из «кризисных» условий в элемент экономической борьбы, прикрытой заботой об экологии.