За три года рынок услуг в России, по данным аналитиков, вырос с 5,5 до 6,2 трлн руб. А в отрасли сегодня занят каждый 10-й россиянин в возрасте 18–64 лет.
В октябре онлайн-сервис «Авито Услуги» и исследовательская компания Data Insight выпустили исследование отечественного рынка услуг. По подсчетам экспертов, за три года он вырос на 12% — с 5,5 трлн до 6,2 трлн руб., а в отрасли сегодня занят каждый 10-й россиянин в возрасте 18–64 лет.
Директор направления «Авито Услуги» Георгий Акопян
— Все мы помним весну прошлого года: шок, полное непонимание, как дальше будет развиваться ситуация в стране, и что делать предпринимателям. Рынок услуг не стал исключением — введенные ограничения привели к падению предложения исполнителей. Но сейчас мы видим, что оно возвращается, сфера продолжает восстанавливаться и расти. За год, по данным нашего исследования, в Сибирском Федеральном Округе были размещены 273 млн заказов (12% от всего российского рынка), а доля сибирских компаний и частных исполнителей в масштабах страны составляет 11%.
Рынок оживает в том числе за счет миграции исполнителей в онлайн — место, где можно предлагать свои услуги вне зависимости от ограничений. Сегодня в разделе «Услуги» на Авито только в Новосибирске размещено 29 500 предложений от исполнителей. Самые крупные категории, в которых компании и частные специалисты предлагают свои услуги — «Транспорт и перевозки» (20%), «Красота и Здоровье» (17%), «Ремонт и Строительство» (9%) «Обучение и курсы» (8%) — занимают на рынке 54%.
В 2021 г. среднемесячный доход провайдера услуг (компаний и частных предпринимателей) в Сибирском регионе составляет 150 000 руб. Наше исследование показало, что специалисты в сфере услуг в целом хорошо образованы и профессиональны, треть из них занимается оказанием услуг более 10 лет, еще 30% — от 3 до 5 лет, и 18% — от 6 до 10 лет. Такую приверженность выбранной специальности подтверждают и другие данные: для большинства исполнителей (86%) работа в сфере услуг — это основная занятость, и только для 14% — подработка, которая приносит им 20-30% месячного дохода. Наиболее используемый источник заказов — постоянные клиенты и рекомендации. Однако 32% провайдеров услуг платят за рекламу и привлечение заказов.
Представители некоторых сфер не только рекламируют, но и оказывают услуги в интернете. Среди них — преподаватели, которые за последние два года стали вести онлайн-уроки втрое чаще. Всплеск онлайн-обучения пришелся на прошлый год, мы наблюдали, как таких предложений на Авито стало вдвое больше, за последний год их количество выросло еще в полтора раза. Активно выходят в интернет также юристы, переводчики, бухгалтеры и психологи. Для специалистов такой переход означает еще и расширение рынка — теперь клиентов можно искать за пределами своего региона.
Несмотря на физические ограничения, которые не позволяли россиянам в полной мере пользоваться услугами весной 2020 и осенью 2021 г., рынок потребителя услуг значительно прирос. За два года люди научились не откладывать дела, а искать возможности для реализации своих задач в онлайн-пространстве. В ходе исследования рынка услуг мы выяснили, что за прошлый год почти ¾ россиян заказывали онлайн не только все необходимые товары, но и успешно находили мастеров и бизнесы для решения самых разных задач. Причем для 56% жителей страны это стало привычкой — они находили услуги с помощью онлайн-сервисов в последние 30 дней. По поведению пользователей, которые приходят на Авито, чтобы найти исполнителей, мы увидели, что спрос на услуги в Новосибирске вырос на 51% за январь-сентябрь 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Чаще всего этой осенью горожане ищут исполнителей и в категории «Транспорт и перевозки» — на него приходится 37% всех запросов на рынке, а наибольшей популярностью у потребителей пользуются услуги автосервисов и аренда автомобилей и спецтехники. Также мы отметили активный спрос в категориях «Ремонт и строительство» (16%) и «Красота и здоровье» (11%), в последней он увеличился в 2,3 раза за два пандемийных года, а самыми востребованными услугами стали «СПА-услуги и здоровье», «Услуги парикмахера» и «Маникюр и педикюр».
Безусловно, пандемия внесла серьезные коррективы в нашу жизнь — ставший привычным онлайн-формат школьных занятий, переносы каникул и удаленка простимулировали интерес новосибирских студентов и родителей школьников к услугам репетиторов. В два раза в городе вырос запрос в категории «Обучение, курсы», образование и репетиторов по школьным и специальным дисциплинам.
На 75% чаще новосибирцы стали искать тех, кто поможет им сделать ремонт квартиры или дома, помочь с бурением скважины и другими строительными процессами. Очевидны и причины такого повышенного спроса к ремонту и строительству — сказывается влияние льготной ипотеки, дачного и городского строительства, желания отремонтировать собственное жилье в периоды ограничений.
Чаще всего услуги онлайн заказывают женщины — среди заказчиков они занимают 54%, но в некоторых категориях их доля может быть выше или ниже. Женщины в 72% случаев выступают заказчиками для мастеров красоты, они чаще заказывают изготовление вещей (67% заказов), фото- и видеосъемку (64%). В то же время мужчины же чаще выступают заказчиками для услуг по охране (72% случаев), автосервисов (62%) и строительства и капитального ремонта (59%).
57% россиян, использовавших интернет для поиска специалистов, делали это на Авито Услугах — это наибольшая доля среди всех платформ. Самые активные пользователи онлайн-платформ для заказа услуг — россияне в возрасте от 25 до 44 лет, на них приходится 53% аудитории. При этом 54% заказчиков в интернете — это люди с доходом выше среднего.
В 84% онлайн-заказов клиенты остаются довольны работой мастера — и это один из стимулов роста популярности платформ. Если раньше при выборе специалистов заказчики полагались на сарафанное радио, то теперь его успешно заменяют рейтинги и отзывы на онлайн-платформах.
Виртуальное место встречи и реальное движение в регионы
На рынке услуг практически не бывает спонтанных покупок. Здесь клиент точно знает, что ему нужно — обучить персонал, пробурить скважину, зарегистрировать компанию или построить дом. Как такому клиенту быстро (в условиях локдауна) обнаружить исполнителя, а исполнителю показать свои услуги и не потратиться на рекламу? Для этого существуют сервисы онлайн-объявлений — маркетплейсы для рынка услуг.
За пандемический год, с мая 2020 г. по апрель 2021 г., почти ¾ российских интернет-пользователей находили мастеров для решения самых разных задач именно в сети. Для 56% интернет-пользователей это стало привычкой — они заказывали услуги онлайн в последние 30 дней.
Исследование Авито показало, что 80% потребителей и бизнесов выбирают поставщиков услуг, ориентируясь на рейтинг и отзывы, которые оставляют на онлайн-платформе заказчики. Правильно составленное описание услуг, документы, подтверждающие профессиональную компетентность, качественные фото выполненных работ и отзывы довольных клиентов говорят красноречивее рекламных баннеров.
Кроме того, онлайн-платформы позволяют бизнесу сэкономить на выходе в соседние регионы — предложения об услугах можно размещать там, куда готов доехать исполнитель. Неважно, что его офис в Новосибирске, можно разместить объявление в Тюмени — и клиент найдет его среди тюменских компаний.