Меню

Главное конкурентное преимущество Новосибирска — его расположение

В целях пространственного развития страны эксперт предложил рассмотреть вопрос о переводе на восток ряда министерств и головных офисов крупнейших государственных компаний. Какая роль у Новосибирска?

Зампред Комитета по развитию ВОИР Игорь Жирнов

Главное конкурентное преимущество Новосибирска — его территориальное расположение. Поэтому в условиях нарастания борьбы за ресурсы и рынки сбыта наличие качественной логистики — важнейшее условие интеграции в глобальную экономику и ключ развития города и региона. Идея торгово-сервисного центра, которой увлеклось руководство города и области, давно себя исчерпала. Новосибирская наука резко затормозила, уровень вузов не растет, за десятилетия не появилось ни одного крупного инновационного предприятия, которое могло бы стать визитной карточкой города, а говорить о состоянии городских дорог и тротуаров просто не хочется. Только с реализацией строительства грузовой ВСМ, соединяющей через Алтай и Новосибирск два главных экономических центра мира — Китай и ЕС — город получит мощный импульс развития как транспортно-логистический, научно-образовательный, инновационно-промышленный и международный финансовый центр Евразии.  

Три года назад Министерство экономического развития РФ, которым тогда руководил Максим Орешкин (сейчас помощник президента России), выдвинул идею о 12 экономических регионах РФ с расширенными полномочиями. Тогда это предложение не стало предметом общественного интереса, но сейчас, в связи с заявлением вице-премьера РФ Марата Хуснуллина о необходимости сокращения числа субъектов федерации, тема стала актуальной. Официальные СМИ сводят идею к поглощению слабых регионов более успешными, хотя опыт состоявшихся объединений положительных результатов фактически не дал. С нашей точки зрения, проблема состоит не в сокращении аппарата местных чиновников и удобстве работы федеральных вице-премьеров, а в реализации новых подходов к управлению территориями в интересах граждан и целях пространственного развития страны.

Поддерживая идею о формировании крупных экономических регионов, предлагаю провести эксперимент на одном из регионов. Оптимальный вариант — юг Западной Сибири, включающий Новосибирскую, Омскую и Томскую области, Алтайский край и Республику Алтай. Регион не отягощен влиянием олигархических структур и национальными проблемами, является средним по климатическим условиям и уровню экономического развития, обладает высоким научным потенциалом. Важная особенность региона — граница с мировым экономическим лидером — Китаем, но прямая наземная транспортная инфраструктура отсутствует. Эксперимент позволит отработать новые технологии по управлению территорией, включая бюджетную, налоговую и миграционную политику. Экономической основой развития региона может стать проект грузовой ВСМ, соединяющей китайские порты на Тихом океане через Алтай и Новосибирск с российскими портами на Балтике. 

Конечно, было бы замечательно, если бы строительством российского участка магистрали занялись мы сами. Проблема состоит в том, что нынешний Минтранс РФ не способен повторить подвиг своих предшественников, построивших КВЖД и Транссиб — нет ни финансовых, ни технологических возможностей, ни практического опыта строительства ВСМ. Выстроена система, в результате которой строительство инфраструктуры обходится в 2-3 раза дороже, чем в Китае, строится она в 2-3 раза медленнее, а ответственность за качество носит призрачный характер. Кроме того, зачем вообще тратить бюджетные ресурсы на глобальный инфраструктурный проект, имеющий длительный срок окупаемости, а может оказаться и убыточным, если есть возможность сделать это за счет зарубежных инвесторов, которые готовы взять на себя финансовые риски? Собственные ресурсы нужнее на развитие науки, образования, здравоохранения и обеспечения своего суверенитета.

При использовании современной китайской технологии срок строительства составит 5-7 лет, а стоимость российского участка трассы, состоящей из грузовой ВСМ и четырехполосной автострады для организации местной логистики, составит 150-180 млрд дол. Коэффициент мультипликации для подобных проектов достигает 10. Таким образом, потенциал инвестиций в пояс развития вокруг новой магистрали превысит 1 трлн дол., что гарантирует устойчивый рост всей российской экономики на уровне 5-8% годовых. Конечно, это не произойдет автоматически — необходимы новые подходы в системе государственного управления экономикой, включая плановое начало, трансформацию финансовой системы, взаимодействие с наукой и структурные реформы. Именно такой мегапроект может стать источником реформ и новых институтов развития, о которых говорят многие годы.

Суть российско-китайского инфраструктурного мегапроекта состоит в обмене разрешения на строительство, через российскую территорию, за счет средств китайских инвесторов, на условиях концессии транспортной инфраструктуры, на открытие для агропрома России и других стран ЕАЭС китайского рынка готовых продуктов с созданием необходимой торговой инфраструктуры в регионах Китая. Предложение на 100% соответствует заявлению Путина В.В. от 2015 г. о необходимости сопряжения китайской инициативы «Один пояс — один путь» с процессами интеграции в ЕАЭС, но правительство РФ заявление не услышало. Регион и его центр — Новосибирск — самое удобное место для инновационных подходов в развитии российско-китайских отношений. Достаточно большое население по сравнению с другими регионами восточной части страны, дифференцированная экономика и значительный интеллектуальный потенциал существенно минимизируют возможные риски.

Китай получит надежный и безопасный маршрут, который позволит всего за 3 суток доставить товар на привлекательный европейский рынок, что создаст конкурентное преимущество перед производителями из США, Японии, Кореи, что важно в условиях торговой войны и предстоящей борьбы за Тайвань. Открытие для ЕАЭС рынка продуктов питания не окажет существенного отрицательного влияния на огромный потребительский рынок Китая, но обеспечит загрузку маршрута из Европы в Китай, который традиционно оказывается менее загруженным.

Выгода России состоит в том, что в отличие от правительственных национальных проектов, которые основаны на бюджетных ресурсах и направлены на внутренний рынок, проект не требует значительных бюджетных средств и нацелен на высокодоходные и платежеспособные международные рынки транспортных и туристических услуг, а также взрывной рост экспорта продуктов. Именно эти отрасли — наше конкурентное преимущество, они способны противостоять внешнему давлению в виде санкций и обеспечить стране необходимые валютные поступления.

Предлагается создание на территории Китая совместной сети оптово-розничной торговли и соответствующей системы контроля качества. Учитывая сложность выхода российского бизнеса на рынок Китая, целесообразно на начальном этапе организацию работ поручить государственной корпорации типа РЭЦ с возможностью проведения изучения провинциальных рынков сбыта продуктов питания и вкусовых предпочтений, что даст возможность сформировать адекватный заказ для агропрома.

Самым масштабным объектом для привлечения частных инвестиций станет ориентированный на экспорт агропромышленный кластер, расположенный в регионе юга Западной Сибири. Очевидным примером для развития агрокомплекса региона должны стать Нидерланды, которые при своих ограниченных ресурсах смогли довести объем агро- экспорта до 100 млрд долл. При наличии практически неограниченного рынка продовольствия Китая и отличной логистики задача «догнать и перегнать» решаема. В результате можно прогнозировать бум в сфере малоэтажного строительства и объектов ирригации, энергетики, газоснабжения, а также рост спроса на сельхозтехнику и оборудование для переработки сельскохозяйственного сырья. Дополнительные доходы бюджета и рост спроса на инновации позволят не только возродить в регионе аграрную науку, но и дать новую жизнь научному треугольнику Томск-Новосибирск-Бийск.

Современная транспортная инфраструктура станет триггером создания уникального туристического кластера Большой Алтай. Его проектирование важно начать с привлечения специалистов мирового уровня для разработки генерального плана с последующей передачей участков частным инвесторам на конкурсной основе. При этом первостепенное значение должно быть уделено современным экологическим требованиям и мерам защиты от возможных критических климатических воздействий. Важнейшее значение имеет также система подготовки кадров для отрасли.

Используя построенную магистраль и освоив передовые китайские технологии инфраструктурного строительства, можно будет при относительно небольших затратах организовать высокоскоростное пассажирское сообщение между Новосибирском и Омском, а также по маршруту Томск-Новосибирск-Барнаул-Бийск-Горно-Алтайск. Сотрудничество с китайскими строителями перспективно в части продолжения строительства метрополитена в Новосибирске, а в дальнейшем — в Омске, Томске и Барнауле.

В части гидросооружений целесообразно вернуться к проекту середины прошлого века — строительство на Оби, кроме Новосибирской ГЭС, еще двух, что позволит кроме выработки экологически чистой электроэнергии обеспечить качество водохозяйственного регулирования в районе Новосибирска. Система малых ГЭС на реках Горного Алтая может быть востребована при развитии туристического кластера. Представляются перспективными идеи о сбросе паводковых вод Оби в сторону засушливых районов Алтайского края и юга Новосибирской области, а также об использовании избыточных водных ресурсов Васюганских болот для обеспечения будущих животноводческих и птицеводческих комплексов на севере Новосибирской области.

Эксперимент позволит отработать новые идеи по управлению территорией, включая бюджетную, налоговую и миграционную политику. В частности, большим кадровым потенциалом может стать программа возвращения в регион российских немцев, которых достали проблемы с мигрантами в современной Германии. При создании ряда условий тысячи немецких семей могли бы стать передовым отрядом инновационных аграриев. Прогнозируемое потепление, устойчивый экономический рост и связанная с ним возможность повышения качества жизни населения, перераспределение бюджета в пользу муниципалитетов и повышение их самостоятельности, другие необходимые демократические преобразования создадут отличные условия для возвращения в Россию миллионов наших соотечественников, покинувших страну за последние 30 лет.

В целях пространственного развития страны, с учетом опыта работы на удаленке и повышения качества управления, предлагается рассмотреть вопрос о переводе на восток ряда министерств и головных офисов крупнейших государственных компаний. Например, Минтранс перевести в Омск (решается вопрос с местным аэропортом), Минсельхоз — в Новосибирск, а Ростуризм — в Горно-Алтайск. Оптимальным местом размещения нового комплекса зданий ОАО РЖД должна быть не дорогая и перегруженная Москва, а расположенный между Омском и Новосибирском городок железнодорожников Барабинск, который в таком варианте через несколько лет из провинциального городишки превратится в суперсовременный Инноград, в котором будут работать не засидевшиеся московские чиновники, а креативные новые люди.

Вместо сложившейся практики развития отдельных мегаполисов проект ориентирован на пространственное развитие России и предусматривает акцент на развитие малых городов и сельских территорий с их собственной локальной экономикой, а лидером новых подходов в развитии страны станет наш Новосибирск.