Россиян, совершавших платежи в интернете, стало на 31% больше, чем в 2020-м, совокупное количество покупок выросло на 28%, а обороты онлайн-площадок — на 40%, посчитали аналитики.
Эксперты сервиса ЮMoney (входит в экосистему Сбера) изучили онлайн-платежи пользователей за январь-ноябрь 2021 г. Среди всех категорий наибольший рост по количеству платежей показали телемедицина, бытовые услуги и цифровой контент: на 143%, 74% и 40% соответственно.
Российский e-commerce продолжает интенсивно развиваться: популярнее становится телемедицина, в частности — онлайн-консультации с психологами. После ослабления коронавирусных ограничений удобство такого формата стало определяющим фактором роста его популярности, считают аналитики. Многие пациенты экономят время и деньги, выбирая онлайн-консультации. За 11 мес. 2021 г. количество оплаченных услуг в этой категории выросло на 140%, а обороты — на 143%. Плательщиков стало на 138% больше, а средний чек практически не изменился и составил 3 846 руб. HealthTech активно развивается за счет смежных и кросс-секторальных предложений: медицинских консультаций, онлайн-продажи безрецептурных препаратов, приложений для мониторинга состояния здоровья и т.п.
Услуги по клинингу и мелкому ремонту по-прежнему пользуются большим спросом, также выяснили специалисты сервиса. Количество заказов в этой категории выросло на 174%, а обороты интернет-компаний — на 74%. Численность пользователей, заказывающих такие услуги, увеличилась на 125%, при этом средний чек снизился на 37%, до 1131 руб. Для многих россиян заказ бытовых услуг стал привычным делом. Цифровизация этого сегмента помогла преодолеть сомнения в качестве услуг и безопасности сделок — за их добросовестность отвечают платформы-агрегаторы. Сегмент бытовых услуг растет за счет самозанятых и фриланса, отметили эксперты.
Продолжает расти популярность сервисов с фильмами, музыкой и другим цифровым контентом: в этом году количество платежей на таких сайтах увеличилось на 26%, а обороты — на 40% по сравнению с 2020-м. Количество плательщиков выросло на 18%, а средний чек — на 11%, до 807 руб., посчитали аналитики. По их данным, в 2020 г. количество платежей на сервисах с цифровым контентом показало рост в 2,8 раза относительно 2019 г., а оборот компаний увеличился вдвое. Это, как считают эксперты, было связано в первую очередь с бумом в начале пандемии, когда домашний формат онлайн-развлечений стал частью досуга многих семей, теперь вместе с популярностью такого формата растет и количество производителей контента.
Спорт и здоровый образ жизни — еще один тренд, укрепившийся на фоне пандемии: в 2021 г. вырос спрос на спортивные товары и питание — в этих категориях стало больше на 87% и 108% соответственно, а обороты интернет-магазинов выросли на 76% и 94%. Средние затраты на спорттовары сократились на 6%, до 7 486 руб., а на спортивное питание — на 7%, до 3 883 руб.
Количество пользователей, которые заказывают продукты на дом, в этом году выросло на 12% по сравнению с 2020 г., покупки увеличились на 53%, а обороты платежей — на 15%. Средний чек при этом снизился на 25%, до 1 539 руб., отметили специалисты.
Увеличились и расходы пользователей на готовую еду из ресторанов — средний чек вырос на 27% относительно прошлого года. Заказов стало на 47% больше, обороты подросли на 86%, а количество плательщиков — на 65%.
Как отметил генеральный директор финтех-компании Юmoney Иван Глазачев, рынок онлайн-образования, который в 2020-м показал взрывной рост, в этом году развивался менее стремительно. По подсчетам эксперта, обороты EdTech в текущем году увеличились на 9%, а количество покупок осталось на уровне прошлого года. При этом плательщиков стало на 2% меньше, а средний чек вырос на 8% и достиг 4 788 руб.
Невысокий рост продаж — менее 10% относительно прошлого года — показали онлайн-площадки, продающие игровые товары, услуги строительства и проектирования, оптику, товары для дома и сада, зоотовары, цветы и растения. Это может быть связано со стабильным спросом в перечисленных категориях вне зависимости от экономических колебаний, считают аналитики.
Цифровизация и пандемия привели к росту B2B-платежей в онлайне. За 11 мес. 2021 г. количество платежей, совершенных через сервис ЮKassa, увеличилось в 2,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а обороты стали больше в 3,3 раза. Средний чек увеличился на 14%, до 39 877 руб.
Больше всего выросли обороты компаний, продающих услуги страхования, — в 9,1 раза. Такой тренд может быть связан со стремлением работодателей уделять больше внимания здоровью своих сотрудников, предположили эксперты. На втором и третьем местах — компании, продающие авиабилеты и программное обеспечение. Их обороты показали рост в 4,5 и 3,5 раза соответственно.
Заметный рост продемонстрировали маркетплейсы и платформы, где представлены не только крупные бренды, но и локальные производители и поставщики услуг. За 11 мес. 2021 г. количество покупок на маркетплейсах выросло в 8,5 раза, их обороты увеличились на 94%. Один из трендов текущего года — рост вовлеченности самозанятых в сотрудничество с крупными площадками.
Также в 2021 г. многие интернет-магазины стали активно использовать сервис для выставления счетов через социальные сети и мессенджеры — на этот метод приходится 9% от всех платежей за январь-ноябрь. Чаще всего через выставление счетов оплачивают разные бытовые услуги.
Демократичная природа финтеха позволяет многим компаниям быстрее адаптироваться под такие изменения рынка, как переход покупателей в онлайн, рост их финансовой грамотности, интеграция новых каналов продаж. Платежи стали фундаментом, на котором компании расширяют свои ценностные предложения для пользователей. Например, рассрочка позволяет не только разбить сумму покупки на несколько частей, но и провести тест-драйв товара. С января по ноябрь 2021 года количество покупок в кредит выросло на 33% в сравнении с прошлым годом», — отметил Иван Глазачев.
Как выяснили аналитики, самый большой рост среди всех способов оплаты в январе-ноябре 2021 г. показали Pay-платежи. Их доля выросла на 6% относительно 2020 г. — с 13% до 19%. Тем не менее, самая большая доля по обороту — 69% — остается у банковских карт. Еще около 3% приходится на электронные кошельки.