Меню

Быстро растет только ниша уникальных и востребованных услуг

Для развития бизнесу нужны деньги. Многие компании растут за счет заемных средств, но есть примеры использования только собственных. Кто может обойтись без заемного капитала и как лучше это сделать?

Финансовый эксперт, директор кредитного агентства «Ваш финансовый партнер №1» Виктор Садыков

— Запустить стартап можно с 300 тыс. руб. Денег хватит на тестирование и первичное налаживание бизнес-процессов. На этом фундаменте строится устойчивая модель бизнеса со стабильным доходом, а далее финансовое планирование опирается уже на эти показатели. С развитием компании, вероятно, понадобится офис или новое оборудование, место для хранения товара, своя команда. Тогда стоит рассмотреть варианты привлечения средств. 

Существует три пути финансирования бизнеса: 

— вложение собственного капитала, 

— использование денег с оборота компании, 

— привлечение заемных средств.

Каждый из путей формирует определенную стоимость привлеченных денег. У любого бизнеса есть две основные цели: извлечение прибыли и повышение своей стоимости за счет минимальных затрат.

Меньше всего затрат будет в первом варианте финансирования. На собственные средства бизнес будет расти органично, но медленно. В этом случае практически нет рисков, разве только те, которые потенциально не зависят от руководителя — нестабильный рынок, скачок доллара или срыв срока поставки от подрядчика. Быстро растет только ниша уникальных и востребованных услуг, это буквально 5% от всего рынка, остальные 95% — достаточно конкурентные сферы. 

Без стартовых вложений могут обойтись сферы услуг или образования. Репетитор откроет со временем свою школу, грузчик запустит фирму по грузоперевозкам, швея сперва шьет на дому, а потом открывает цех. Дизайнер, уборщик и прочие профессии, услуги которых люди дают сами, вполне могут запускать бизнес без заемных средств.

В России есть примеры крупных компаний, которые не используют заемные средства. 

Например, Яндекс принципиально развивается только на свои деньги, направляя их на развитие и освоение новых ниш. Распадская — компания, занимающаяся добычей коксующегося угля — также поддерживает значительные объемы средств на счетах. Сургутнефтегаз — рекордсмен российского рынка по запасам денег — держит почти 50 млрд $ на счетах. Это больше, чем золото-валютные резервы Австралии, Венгрии или Аргентины по отдельности.

Эти компании отличает грамотное финансовое планирование, которое дает органичный стабильный рост без привлечения заемных средств. Такой подход дает возможность планировать расходы и полученную прибыль.

Для финансирования по второму пути предпринимателю придется изъять деньги из оборота, тем самым потерять потенциальную прибыль. Например, деньги, которые обычно уходят на закупку товара, уйдут на ремонт нового помещения. В итоге предприниматель купит недостаточно товара для реализации, недостаточно его продаст и заработает меньше обычного. При этом, чем выше рентабельность бизнеса, тем выше упущенные выгоды. 

Заемный капитал дает возможность повысить стоимость бизнеса с минимальными потерями в доходах. Стоимость кредитных денег определяет годовая процентная ставка. 

Наличие долга у бизнеса говорит о том, что он работает над расширением деятельности и ростом производства. Крупные компании берут займы, чтобы снизить себестоимость продукта и увеличить рынки сбыта. Кредит повышает стоимость компании и дает так называемый налоговый щит, потому что выплаченные проценты по кредиту не облагаются налогом.

Заемные средства выступают как катализатор, дают большой скачок в развитии бизнеса. На них можно закупить сразу все необходимое, постепенно погашая платежи с выручки. Но здесь выше риски. Долговая нагрузка должна быть разумной. Чем больше у компании кредитов, тем выше риск банкротства и вероятность не внести очередной платеж. 

В этом случае стоит учитывать рентабельность бизнеса и обоснованность кредита. Если доходность более 30% годовых, а стоимость кредита составляет от 10 до 20%, соответственно, у предпринимателя остается дельта между размером платежа и дохода.

Рекомендую оставлять кредитное плечо до 40% от всех средств компании, чтобы сохранить возможность контролировать ситуацию. Это позволит избежать зависимости от кредита и даст возможность сконцентрироваться на повышении прибыли. 

Большинство предпринимателей, которые ко мне обращались, имели доходность бизнеса 40-60% годовых. Им кредит давал возможность масштабировать деятельность. При низкодоходном бизнесе (15-20% годовых) стоит искать рабочие модели для повышения выручки и потом уже рассчитывать обоснованность кредита. 

Конечно, инвестиции для развития бизнеса — это не только финансовые вложения. 

Ресурсы составляют люди: специалисты и приглашенные эксперты, которые подскажут особенности ниши или помогут в настройке бизнес-процессов. Собственник и его команда вкладывают свои силы, время, энергию в компанию, и порой эти ресурсы усиливают денежные инвестиции. 

У меня был один клиент — владелец бизнеса — в любой момент он брал деньги на свои нужды из оборота. В компании возникали кассовые разрывы по зарплате или расчетам с поставщиками. Предприниматель хотел взять кредит, чтобы перекрыть финансовые дыры, но я рекомендовал ему обратиться к специалисту по финансовому планированию. 

В результате он систематизировал движение денег, распределил расходы и доходы, определил объем средств на личные нужды. Компания ушла от кассовых разрывов, у нее появился бюджет на развитие бизнеса, на обучение сотрудников и на средства для собственника. Предприниматель увидел темпы роста и реальное движение денег: какие, откуда и зачем приходят, как будут тратиться. Бизнес начал активно развиваться без привлечения заемных средств.

Я убежден, что вместе с компанией должны расти компетенции ее руководителя. Поэтому рекомендую инвестировать и в свое обучение. Тогда уровень мышления позволит посмотреть на бизнес по-новому, устранить узкие места и видеть новые возможности.