Меню

Новосибирские ученые доказали применимость электротомографии для поиска золота

Выводы геофизиков НГУ и ИНГГ СО РАН основаны на результатах поисковых и разведочных работ в Сибири и на Камчатке. Внедрение технологии в практику позволит сэкономить на бурении и проходке шурфов.

В структуре сырьевой базы России россыпные месторождения составляют 18% в запасах и 10% в прогнозных ресурсах, аллювиальные россыпи — наиболее распространенный в природе тип и самый важный источник добычи россыпного золота. На основе численного моделирования и на примере натурных исследований аллювиальных россыпей Камчатки, Алтая и Прибайкалья ученые Геолого-геофизического факультета Новосибирского государственного университета и Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН доказали, что электротомография может быть использована в качестве основного метода поисков и разведки россыпей.

В речных отложениях золото залегает среди валунов и гальки. Это так называемая фация плесов и перекатов. Электротомография дает возможность картировать эти золотоносные отложения, а также выявлять «карманы» — локальные углубления в поверхности коренных пород, в которых обычно максимальное содержание металла. Кроме того, метод позволяет выявлять источники россыпной золотоносности в коренных породах, то есть зоны золоторудной минерализации, из которых формировалась россыпь, — рассказал об исследовании кандидат геолого-минералогических наук, сотрудник ИНГГ СО РАН, доцент ГГФ НГУ Владимир Оленченко.

Электротомография — это современная технология электрического зондирования горных пород, которая в последние 10 лет активно развивается на территории России и находит применение для решения широкого круга задач геологии: от поисков рудных месторождений до археологических исследований, рассказали ученые. В отличие от метода вертикального электрического зондирования (ВЭЗ), электротомография дает возможность получать геофизическую информацию на качественно новом уровне: не в виде кривых кажущегося сопротивления и разрезов изоом, а в виде двумерных и трехмерных геоэлектрических моделей среды.

Сейчас известны только отдельные публикации с результатами исследований с применением электротомографии при изучении россыпных месторождений, которые можно отнести к опытным работам. Ученым НГУ удалось совместить данные электротомографии с геологическими разрезами по шурфам и канавам, а также с результатами опробования, собранными в течение нескольких полевых сезонов.

По полученным данным нам удалось установить, что критериями геологической интерпретации для выделения русловой фации аллювия служат локальные аномалии повышенного и высокого УЭС от 500 Ом∙м до нескольких тысяч Ом∙м. В плане они представляют собой лентообразные аномалии, которые маркируют палеорусла и выявляются в результате площадных зондирований в долинах рек. Также мы выяснили, что электросопротивление аллювиальных отложений современных русловых россыпей существенно выше, чем УЭС русловой фации долинных и террасовых россыпей, что дает возможность различать эти виды россыпей на геоэлектрических разрезах, — добавил Оленченко.