Меню

Как пройти по кромке льда и получить заветный приз в период неопределенности

«Что будет происходить с рынком труда, и какие перемены нас ждут? Хрустального шара у меня нет, да и свой последний спиритический сеанс я проводил в пионерском лагере…»

Консультант в области подбора и адаптации персонала Сергей Аксентиев

И снится мне сон…

Да, коллеги, в этой статье мы отойдем от типичных цитат последних дней, ибо, как я обозначил в заголовке, у этого периода уже есть название — «период глобальной неопределенности» — и сфокусируемся на том, что будет происходить с рынком труда, и какие перемены нас ждут.

Хрустального шара у меня нет, да и свой последний спиритический сеанс я проводил в пионерском лагере, и нет ничего более невероятного, как прогнозы в период невероятности. Иными словами, то, что будет описано ниже, не более чем гипотеза одного из людей, чей труд и энергия каждый день отдаются во благо воссоединения экспертов с представителями бизнес-сообщества. Ниже я приведу несколько тезисов, которые наблюдаю и прогнозирую на некий среднесрочный период.

Западный бизнес VS Российские джунгли

При развитии определенных обстоятельств мы скоро сможем наблюдать появление на рынке достаточно крупного пучка кандидатов с названием «работал в западной компании». Хороший вопрос — куда им идти, и что сможет предложить рынок. В первую очередь нужно четко понимать специфику работы в крупных западных компаниях: четкие, отлаженные процессы, экологичный менеджмент, понятность и прозрачность будущего и минимальный уровень влияния на результат напрямую. В общем, вполне себе такой организованный оркестр морского флота. Российский же бизнес, малого и среднего уровня, представляет собой рок-н-рольную банду с апломбом панк-движения: можно делать круто, ярко, но меняется все максимально быстро. И да, любое изменение влечет новые и новые проблемы. 

Я не знаю, что хорошо, а что плохо — это вопрос карьерной стратегии каждого человека. Но очевидно, что ребятам из корпораций придется перестраиваться и проявлять гибкость. Готовы ли они к этому — покажет время. Смогут ли они дать пользу диким джунглям при правильной эксплуатации — да. Важно отдавать себе отчет, как ты будешь адаптировать. Я бы рекомендовал анализировать гибкость и готовность к отсутствию системности в процессах. Пластичность — вот ключевая компетенция, которую нужно развивать ребятам из корпораций и измерять на входе бизнесу. Тогда «Союз меча и орала» будет способен к мощным прорывам.

Золото вам не отдадут

Я не совсем разделяю залихватское настроение некоторых коллег по цеху на предмет появления целой грозди кандидатов, которых выхлестнет волна. Да, звездочки появятся, причем с других рынков. Вот тут — да: если вы готовы докручивать эксперта под себя, то вы сможете заполучить интересные кадры из смежных или альтернативных рынков. Рекомендую посмотреть на рынок недвижимости — там есть потенциальные неплохие эксперты. Ритейл и западный общепит — ну так себе, если честно. Культуры сервиса я не видел в последнее время — единицы. Вопрос: кто его претворял в жизнь? Смогут ли они стать лучше?  

Что касается потенциальных золотых кадров — охота на них станет еще жестче, чем сейчас. Поймите одно: если бизнес адаптировал процессы, перестроился, сохранил команду — никто не отдаст вам сильного эксперта. Будут хранить любой ценой, и если и покупать, то ультрадорого, как говорят — за оверпрайс. Не проще ли вырастить своего? Единого решения тут нет.

Наращиваем HR-бренд

Уникальная возможность для российского бизнеса создать то, чем мы никогда не занимались, — бренд работодателя. Ответ на вопрос «почему я должен к вам присоединиться». Старые каноны стираются: если западные компании все же будут уходить, то истории про очередной корпоративный «Форд фокус» буду таять. И тут на арену можно выводить новый формат HR-brand, основанный на других ценностях — на своей субкультуре, на миссии и идеологии, близкой твоей команде. Пусть к вам присоединятся те люди, которым это будет откликаться. Именно эта прививка создает привыкание на долго. А компетенции, как мясо, — можно нарастить. Любителям подсчетов открою секрет: привлекать с сильным HRB проще, чем без него, это как плакать в шубе — можно и без норки, но с норкой приятнее.

Onboarding освоили? Строим Offboarding

Последний год в сфере HR был пропитан тезисами о построении системы адаптации. Но не о ней речь. В силу последних событий вероятны сокращения и расставания с сотрудниками. Важно не потерять лицо и вспомнить, что экологичными могут быть не только встречи, но и прощания. Никто не знает, как может прокачать себя тот или иной человек через год или два, каким будет ваш бизнес, и есть ли потенциал вашего взаимодействия в будущем. Оставьте дверь приоткрытой, ведь в нее все еще можно пригласить…

И еще: учите китайский — может пригодиться.