Меню

Продажи авто в 2022 г. сократятся вдвое, а автолюбителей ждет дефицит запчастей

Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze провела масштабное исследование автомобильного рынка.

Эксперты, представители отрасли и крупнейшие дистрибьюторы запчастей поделились с аналитиками главными опасениями-2022.

Сейчас мы видим, что январские продажи были худшими за пять лет. В марте мы видим влияние нового «черного лебедя», которого никто не ждал, из-за чего падение продаж ускорилось до 63%. В апреле уже ожидается падение порядка 80%, и это будет самое сильное падение, даже ниже, чем в момент всеобщего ковидного локдауна, — отметил основатель агентства Gruzdev Analyze, международный эксперт автомобильной сферы Александр Груздев.

По прогнозам экспертов, продажи новых автомобилей в 2022 г. сократятся в два раза.

Если еще месяц назад самые оптимистичные прогнозы говорили, что продажи будут в районе миллиона автомобилей, то сейчас это порядка 800-850 тысяч авто. И если такой уровень сохранится, то хорошо, это оптимистичный прогноз, — подчеркнул Александр Груздев.

Как отмечают эксперты, продажи к уровню 1,5-1,6 млн автомобилей еще не вернутся в течение нескольких лет. Поэтому в первую очередь это ударит по дилерам, а через два-три года отразится на автосервисах.

Сейчас, по мнению аналитиков, уже точно можно сказать, что движущийся парк автомобилей сократится, и на 1 января 2023 г. — примерно на 500 тысяч автомобилей.

Что это означает: на обслуживание 500 тысяч автомобилей требуется порядка 1200-1400 постов, учитывая, что на одной станции в среднем четыре, то, получается, 350 автосервисов станут лишними на рынке, — считает Александр Груздев.

Следующий ключевой показатель — это рост среднего пробега личных легковых автомобилей россиян. В 2021 г. он вырос более чем на тысячу километров и составил 15 637 км (14611 км в 2020 г). По прогнозам экспертов, в 2022 г. средний пробег может сократиться примерно от 5 до 10%.

Стоимость запасных частей выросла уже в среднем на 60-70% по основным группам товаров, а стоимость работ подорожала на 20%. Каким будет в дальнейшем рост цен, пока никто не может предсказать, но то, что он будет, — это бесспорно. Дело здесь не только в курсах валют, дело в выросших в 2,5 раза ценах на сырье — металл, алюминий, пластик. А также возросшая стоимость логистики. Логистические цепочки стали невероятно сложные, а маршруты увеличились в разы, что серьезно увеличивает логистические затраты. От азиатских производителей все запчасти идут морем, стоимость контейнерных перевозок сейчас выросла в 10 раз, а в некоторых случаях и в 30 раз, — отметил директор и сооснователь международной сети автосервисов FIT SERVICE Данил Соловьев.

«Мало того, что цены на логистику выросли, иногда бывают ситуации, когда просто невозможно привезти товар, например, из Европы или Китая. Соответственно, приходится искать альтернативные, не оптимальные варианты — железной дорогой или автомобилем вместо контейнера, что приводит к еще большему удорожанию логистики», — поделился мнением директор по закупу компании Rossko Алексей Скляров.

Серьезные проблемы начались еще в прошлом году, когда подорожала логистика из Азии. Если в начале 2020 г. она стоила 1 000$, то в 2021 г. цена выросла до 7 500$. В 2022 г. не исключено, что цена дойдет до 20 000$. Тем самым на себестоимость в прошлом году очень серьезно стала давить логистика и отпускные цены производителя, — отметил директор по закупкам компании BERG Лев Ушаков.

По словам Льва Ушакова, в 2022 г. если взять цены на сырье и логистику, то рост себестоимости запчастей еще прибавил бы от 21 до 31%:

Такие цифры мы бы получили при ситуации в начале года, но у нас появился новый фактор, к которому добавилась ставка Центробанка, стоимость денег, поставщики отменили отсрочки, появились риски, когда платежи не уходят поставщикам, появляются дополнительные банковские комиссии. Все это прибавило еще минимум 23%, и у нас получилось, что на сегодняшний момент минимальная цена роста себестоимости уже составляет 61% из Азии и 56% из Европы.

Как сказал Алексей Скляров, есть еще один немаловажный фактор — рыночные отношения:

Это означает, что на дефицитный товар цена будет расти до того момента, пока его будут покупать. Поэтому цена на определенный товар может вырасти и в два-три раза, а есть прецеденты роста до пяти раз.

Как считают эксперты, на это накладывается история с дефицитом, поскольку запчасти от азиатских производителей еще не успели приехать, от европейских производителей уже не поставляются, соответственно, складские запасы уменьшаются, и на этом фоне у дистрибьюторов растет цена. Дефицит — это то, что в ближайшие месяцы будет провоцировать хаос с ценами. Рост цен будет продолжаться и ждать, что цена куда-то откатится, — бессмысленно, поскольку затраты только растут. И в этом году ситуации не изменится.

Согласно проведенным опросам, в отрасли уже 68% автосервисов испытывают проблемы с запчастями. Самые большие трудности сейчас с деталями двигателя, моторными маслами, свечами, фильтрами, тормозной системой, — рассказал Александр Груздев.

По его словам, сегодня 73% опрошенных автосервисов заявляют о проблемах с наличием оригинальных деталей двигателя, 12 автомобильных марок просто нет, и большинство опрошенных не ожидают улучшения в поставках этих запчастей.

По мнению дистрибьюторов, уже три бренда полностью прекратили поставки в Россию, а 31 бренд запчастей, расходников и масел приостановил деятельность. При этом около 30 азиатских брендов пока не останавливали поставки в Россию.

Пик дефицита рынок ощутит уже в июне-июле этого года, считают эксперты. 

Нам придется долго жить в условиях острого дефицита автомобилей и запасных частей к ним. Европейские и японские автопроизводители приостановили поставки оригинальных запчастей в РФ, поэтому официальные дилеры автопроизводителей вынуждены закупать их у независимых дистрибьюторов. Дефицит неизбежен — нужно активно заменять известные бренды аналогами при наличии альтернативы и вводить параллельный импорт, — отметил генеральный директор Москворечье Трейдинг Геннадий Корольков.

По словам экспертов, единственный выход для поставок оригинальных запчастей в Россию — это разрешение параллельного импорта. Сейчас дистрибьюторы прорабатывают новые каналы, но проблема в том, что пока на правительственном уровне не согласован список товаров, разрешенных для ввоза в Россию в рамках параллельного импорта.

Как отметили эксперты, у этой инициативы есть и негативные последствия — это увеличение доли контрафакта.

У любой медали есть две стороны. Первая — да, конечно, это позволит спокойно ввозить из других стран те запчасти, которые азиатские производители не могут заменить на рынке, и их дефицит. Вторая — это открывает ящик Пандоры, а именно — огромнейший поток контрафакта на территорию России. Более того, он уже пошел, и мы это видим. Активизировались контрабандные поставки, активизировались производства контрафакта здесь, на месте, активизировались такие «распродажи» под предлогом «в связи с кризисом закрываю склад и распродаю остатки оригинальных запчастей». Люди на это ведутся из-за дешевизны, а на самом деле получают контрафакт в чистом виде, — резюмировал Данил Соловьев.