Какие ошибки обычно совершаются участниками сделки? Что можно сделать, чтобы снизить риски, увеличить безопасность сделки.
«Беспородный щенок или перспективный поросёнок»
Помните историю про Васю Куролесова, который хотел купить породистого поросенка, а вместо этого ему продали беспородного пса.
История с покупкой бизнеса без проверки может быть очень похожа на историю Васи Куролесова или покупку «кота в мешке», особенно сейчас.
Кто-то вынужден продать бизнес, кто-то решил расширить имеющийся бизнес и выкупает бизнес конкурента, а кто-то решил вложить средства и освоить новое направление.
И покупателю, и продавцу хочется снизить свои риски, хочется обезопасить сделку, избежать ее негативных последствий, сохранить и преумножить активы.
Чтобы управлять рисками для начала их необходимо знать в лицо.
Разберем ситуацию:
Продавец продает хлебобулочное производство, очень доволен — получает деньги, проходит 2 года и покупатель обращается с иском о расторжении договора купли-продажи на том основании, что он был введен в заблуждение относительно состояния компании. Суд договор расторг, с продавца взыскали деньги и вернули компанию без работников, без контрактов (они переведены были на другое лицо), без оборудования (оно не стояло на балансе и было вывезено). Эта история для правоохранительных органов, мы о ней узнали слишком поздно. Но так бывает и об этом стоит знать.
Риски продавца:
- корпоративные риски (риск оспаривания сделок, совершенных продавцом, взыскание убытков);
- налоговые риски и, как следствие, уголовные (в случае предъявления претензий в период владения / управления компанией);
- риск привлечения к субсидиарной ответственности в отношении обязательств, которые возникли в период владения / руководства компанией;
- риск оспаривания сделки, расторжения договора по продаже компании;
- взыскание убытков, вызванных нарушением заверений и гарантий;
- другие риски.
Риски покупателя:
Если говорить общепринятыми словами, то это риск банкротства, риск потери капитала, риск утраты контроля, риск предъявления претензий со стороны административных и налоговых органов, репутационные риски, административные и уголовные риски.
А если называть человеческим языком, то можно риски обозначить так:
1) «Купить кота в мешке»
Например, мы проводили экспресс-анализ одной компании перед выдачей ей крупного займа. При проверке возникло несколько вопросов: почему происходит затаривание склада, ликвидных активов мало, валюта баланса завышена. При проверке оборотно-сальдовых ведомостей увидели их корректировку вручную на сумму более 50 млн рублей. В такую сделку нашел доверитель решил не идти, т.к. даже на стадии экспресс-анализ уже были выявлены корректировки.
2) Риск несбывшихся ожиданий
Этот риск обычно проявляется так: планируется покупка всех объектов интеллектуальной собственности, а оказывается, что они на баланс не поставлены и должным образом не оформлены. Или неожиданно, на территории купленного завода находится здание, оформленное на другое лицо. Такое возможно? Возможно, когда при покупке не были проверены посадка зданий и границы объектов на местности.
3) Риски не отражения всех обязательств в учете и, как следствие, риски появления нежданных кредиторов (поручительства компании, другие неотраженные обязательства)
При анализе документов одного санатория на предмет покупки наша рабочая группа выезжала на место на 2 недели и посредством ручного перебора документов выявила часть обязательств существенно повышающих ответственность санатория, также были найдены неучтенные работники и другие неотраженные обязательства.
4) Риски продолжения продавцом аналогичной конкурентной деятельности
5) Риски ухода команды и ключевых специалистов
6) Риск противодействия бывшей команды
7) Риск утечки и утраты ценной информации
8) Риск излишних обременений (заключение лицензионного договора на товарный знак, аренда имущества, невыгодные сервитуты и т.д.)
На вопрос: какие ошибки чаще всего совершают покупатели и продавцы?
Можно ответить одной фразой: не готовятся к продаже, не проверяют активы, верят на честное слово, излишне доверяют.
Что нужно сделать для снижения рисков и повышения безопасности сделки?
И здесь тоже можно ответить кратко: продавцу — готовиться к продаже, а покупателю – тщательно проводить проверку актива перед покупкой.
А если сказать подробнее, то:
Продавцу
- провести инвентаризацию,
- зафиксировать объем и наполнение компании (обязательства, активы),
- посмотреть на сделки компании на предмет реальности,
- проверить все ли сделки исполнены, «закрыты» документами (особенно это касается сделок / операций между взаимозависимыми лицами),
- посмотреть на бизнес с точки зрения налогового органа, минимизировать возможные претензии налогового органа,
- ознакомить под подпись продавца с состоянием дел и активами /обязательствами компании, передать документы и дела новому собственнику по подробной описи,
- сохранить по возможности для себя электронные документы, переписку, копию базы 1 С.
В условиях турбулентности риск встретить недобросовестного покупателя возрастает, по рынку уже ходят истории о том, как продавцу предъявляют претензии и иски.
В нашей практике был случай, когда доверитель продал компанию, но перед этим у него прошло отчуждение всех объектов недвижимости, новый собственник компании ввел компанию в банкротство и арбитражный управляющий стал оспаривать сделки по продаже недвижимости, сложность была в том, что у предыдущего владельца почти не осталось документов, путем сбора доказательств и их совокупности нам удалось отстоять эту сделку.
У Покупателя рисков больше, но тщательная проверка такие риски снижает существенно.
1) Необходимо провести DD (Due Diligence) — экспертизу компании и ее активов (достаточно большая и тщательная проверка, мы включаем туда не только юридическую экспертизу, но и финансовую, проводим оценку налоговых рисков, выявляем сомнительные сделки);
2) Собрать информацию о самом продавце (репутация, судебные споры, риск признания банкротом);
3) Выяснить состояние компании и ее активов, проверить наличие прав на активы, проверить все ли оформлено надлежащим образом;
4) Уточнить про обременения активов и обязательства компании;
5) Получить необходимые гарантии и заверения.
Васе Куролесову посчастливилось найти преступников. Покупка же или продажа бизнеса требует взвешенных решений.
Осознанных и безопасных вам сделок.
Евгения Бондаренко, юрист — стратег, сооснователь юридической консалтинговой компании Юсконсалт, 20 лет создаю юридическую защиту для бизнеса.
г. Новосибирск,
ул. Инская, 56
8 (383) 204 92 11
8 953 783 43 68