Меню

«Если выбирать между бизнесом и творчеством, то я выбираю творчество»

«Никогда не могла заниматься только одним видом деятельности — мне скучно. А наши свадьбы не похожи одна на другую: каждый раз делаем что-то новое, даже если работаем в тех же декорациях».

В своей тематической группе во «ВКонтакте» Анна Саламчева позиционирует себя как свадебного декоратора. Но судя по восторженным отзывам клиентов, фотографиям и рассказам самой Анны — она еще и художник, и флорист, и дизайнер одежды, и вообще — «сердце и душа» всей свадьбы. Невесты ей доверяют, скупые на похвалу женихи пишут хвалебные отзывы, а сама Анна просто «кайфует» от того, чем она занимается.

Анна, мой любимый вопрос бизнесменам — с чего все началось?

— Все началось со школьной стенгазеты, которую меня с подругой заставили делать к Новому году: я там придумала какие-то вензелечки по всей газете рисовать, и подруга материлась, но рисовала. Через три дня мы справились. И с тех пор каждый раз какая-то моя затея заканчивается для подруги матами, но обязательно хорошим результатом (смеется). Я всю жизнь что-то шила, потом рисовала, то есть какая-то прикладная деятельность была всегда. А еще мой прапрадед был декоратором императорского театра, прадед — портным, бабушка — прекрасно вышивала и плела кружева, дед — художник-оформитель, папа — театральный режиссер. Короче, какие-то остатки способностей дошли и до меня (смеется).

Я закончила профильный институт (по образованию — модельер-конструктор), и пока там училась, все время нужно было делать какие-то коллекции, какие-то штучки придумывать. И иногда было проще что-нибудь склеить, чем сшить, поэтому создавали  платья из компакт-дисков или из галстуков. Когда закончила институт, захотела делать дизайн. Меня позвали оформлять свадьбу — так и появились в моей жизни праздники. В первый же наш сезон за месяц провели девять свадеб. Сначала это были мероприятия в столовых, потом — в банкетных залах, а потом занялись корпоративами и тематическими вечеринками. После — появился театр. У нас есть около восьми оперных постановок совместно арт-холдингом «Святой мир». Плюс, есть детские сказки, которые мы ставили. И вот все эти навыки — графика, пошив костюмов, флористика — все это вместе соединилось в одном проекте — свадьбы.

И все-таки, где точка отсчета?

— Получилось так, что я собиралась перебираться в Америку два года назад, но пандемия сделала так, чтобы я туда не уехала. И вот я осталась, свернув предварительно перед готовящимся отъездом все виды деятельности. Единственное, что я не закрыла, была мастерская: я так не смогла придумать, что с нею сделать и куда девать наработки. А вышло так, пока я размышляла над этим, свадебный организатор Лариса Дорожкина меня поддержала — взяла на проект «Я — невеста». Это проект для молодоженов, где им помогают подготовиться к свадьбам и знакомят со специалистами на встречах. И вот с 2020 года я снова работаю в свадьбах.

Что дает свадебный бизнес? Это больше дело для души или способ заработать?

— Я кайфую от этого. Никогда не могла заниматься одним видом деятельности — мне скучно. Особенно когда начинается рутина — это просто тоска. А наши свадьбы не похожи одна на другую, каждый раз делаем что-то новое, даже если работаем в тех же декорациях. Ну и подход у нас такой немножко неправильный — некоммерческий. То есть если выбирать между бизнесом и творчеством, то мы выбираем второе. Клиент у нас нежный: такие уж к нам приходят — трогательные, ранимые. Клиенты — кто сами накопили на свадьбу. Бюджеты у них небольшие, взгляды — легкие. Делаем что-то такое, чтобы было очень персонализировано для них. Для каждой девочки — своя свадьба.

У нас всегда индивидуальный подход и попытка «попасть» именно в пару. Были у меня в прошлом году ребята. Сидим договариваемся о самом бюджетном варианте, у них был «эконом-пакет», и я понимаю, что мне грустно такую простую свадьбу делать с базовым декором. Хотелось сделать им что-то оригинальное, а зацепиться не за что. Стали они договор подписывать, и выяснилось, что она — Журавлева, а он — Воробьев. В итоге у них на столах стояли птички — воробышки.

Что с командой?

— Есть команда, но она «плавающая»: в прошлом году был один состав, в  этом году — немножко другой. Существует костяк, который работает со мной уже по шесть— семь лет, а кого-то мы набираем каждый год новых. Часть людей в деле участвуют за кадром, часть — «в кадре». Те, кто на площадке — это самая сложная система: они все молодые и все «растут». Вот дорос человек до какого-то своего уровня и он уходит работать официально уже над своим проектом.

Анна, ты тиран на работе?

— Я строгая, но справедливая — мне так дочь, сказала, когда была маленькая. На самом деле я очень терпеливый тиран. На самом деле я всех люблю — свою команду. Я могу, конечно, психануть, если кто-то что-то не то делает, но я не буду молчать, а сразу пойду и выскажу свое мнение.

В чем состоит работа на площадке, во время свадьбы, до нее?

— Есть функционал, который у каждого свой: мальчики  грузят и собирают конструкции, девочки раскладывают салфетки, расставляют свечи. У свадьбы есть такой интенсив, который резко отличается от интерьерной работы, где мы начинаем в 7 утра и заканчиваем в 17.00. Мы уже шутим, что в принципе можем собрать свадьбу за два дня, но — без индивидуального подхода — сделать из того, что уже есть в мастерской. Интересное готовится долго. Мы делаем весь цикл полностью — эскиз, составляем смету, пригласительные, упаковки для подарков для гостей, украшения для невесты и букет, гостевые букеты, декор, подарки от родителей. В прошлом году мои партнеры по моим эскизам шили костюмы для женихов, в этом по моему дизайну — платье для невесты.

Какой был самый запоминающийся проект?

— Учитывая, что каждая свадьба у меня с индивидуальной историей, они все необычные. В этом году у нас восемь интересных свадеб: в одной — бал у Золушки, в другой будет игра со светом, который сделает жених, в третьей — шатер весь в золотых птичках. Каждый раз это челлендж — сделать свадьбу интересной, но при этом доступными средствами. Мы всегда делаем чуть-чуть больше, чем у нас попросили.

Есть интересные истории. Например, были три пары в прошлом году, которые выбрали одновременно меня декоратором. И в итоге выяснилось, что две девушки были подругами третьей — с разных сторон. В итоге у нас появилась задача сделать абсолютно разных свадьбы для трех подружек. Это был квест, потому что нельзя было повторяться. А после свадеб они приходят ко мне и говорят: «Нам кажется, что мы мало заплатили: наш бюджет не покрывает всего того, что вы для нас сделали». Такие истории запоминаются.

Чем отличались свадьбы в пандемию?

— Отличалось тем, что людям было страшно. Гостей было меньше на свадьбах. В первый год все сидели и боялись, что опять закроют всех, запретят проводить. Но работали. В масках сидели на встречах. Во второй год перед заключением договора клиенты спрашивали, а что если снова коронавирус? Тогда мы внесли дополнительный пункт об этом в контракт. В прошлом году ни одной свадьбы из-за «короны» не перенесли и не отменили.

Из-за кризиса, санкций у людей стало меньше денег. Молодожены ужимают бюджеты?

— Да, с марта началось. Все свадьбы пошли с меньшими бюджетами, чем раньше. Все сейчас боятся тратить.

А что с логистикой и ценами на материалы для декораций, оформления?

— Материалы подорожали в первую неделю почти в два раза — пластик, металл, цветы, ткани и др. Все, что от доллара зависит. Сейчас что-то частично подешевело. Логистика мешает именно с цветами, так как теперь есть то, что больше не привозят. Где-то сработало так называемое импортзамещение, т.е. перестали возить из Эквадора, например, а стали возить из Сочи. И — ничуть не хуже, некоторые сорта даже лучше. Привозят огромные кустовые розы: 10 штук — уже огромная корзина.

Есть какие-то личные фишки? Без чего, по-твоему, не может быть настоящей свадьбы?

— Я люблю ароматные букеты! Букеты должны пахнуть. Всегда придумываю композиции и подбираю для них цветы сама. Это круто, когда кроме красивого визуала, есть еще что-то, что оставляет впечатление. Однажды занесли букеты для гостей на площадку, а они такой аромат источают, что все помещение им наполнилось. Я потом спрашиваю у координатора про свадьбу, как, мол, все прошло? А она мне: «Все было чудесно — в зале стоял запах цветов».

Фидбэк часто бывает?

— Невесты пишут: «Ой, как все было классно, я была как в сказке!» Иногда пишут женихи — это вообще очень приятно. Это ведь мужчины, которых на эмоции раскрутить очень сложно. Есть один отзыв от жениха аж на три листа. Лучший фидбэк для меня — это дружба, которая с ребятами в процессе рождается, их благодарность.

Есть увлечения, помимо свадеб?

— Рисую грим театральный — характерный. Это такое зимнее хобби, когда свадебных заказов не так много, как летом.

Нужно отдыхать от работы?

— Обязательно! Но я не отдыхаю, когда, например, за три дня пять свадеб провожу. Так делать не надо. Самые «жаркие» месяцы — это июль-август, а в октябре — затишье. Вот тогда и нужно обязательно выкраивать себе отпуск — в это время все ивентщики уезжают на пару недель. Как-то осенью я сидела месяц и думала, что что-то не то происходит — мир замер, нет никаких встреч, никаких созвонов. Мозг не понимал, что нужно отдохнуть, сменить деятельность — пол хотя бы пойти помыть.

В этом году у меня отдых был намечен на весну: был билет в Турцию на конец марта, но в свете последних событий мы никуда не поехали. Я сдала билеты и купила себе абонемент в тренажерку, пошла и — упала там с лестницы, сломала ребро. Жизнь как бы намекнула — ложись, отдыхай (смеется).

Может помощника нанять, чтобы время на отдых появилось?

— Можно и помощника. Но тут такой момент: укаждого агентства есть характерные особенности, и у нашего тоже есть своя стилистика, которая проходит через все наши мероприятия, — моя. Когда берешь людей в команду, их можно поставить только на то, чтобы они дублировали за тобой. Показал, как собрать букет, и они будут собирать такие же. Поэтому я набираю людей не созидающих, а исполнителей. Если ты берешь творческую единицу и учишь ее работать, она потом уходит и то, чему у меня научилась, хочет показывать как свое. Тогда начинается борьба за авторство.

В любом случае, рисую я, идеи в ход идут мои и, соответственно, ответственность за все это тоже моя. В глаза жениху и невесте в случае оплошности помощника тоже мне придется потом глядеть — как я могу здесь отдать кому-то ответственность? Поэтому невозможно взять второго автора — либо мы компаньоны, либо обучить и отпустить.

Не думали расширяться — филиалы, например, открыть?

— Можно и открыть. Масштабироваться можно по-разному: можно в услугах, а можно в их количестве. Мне интересен первый вариант. Я бы вообще хотела уйти в более узкую специализацию в этой сфере, а остальное на аутсорс отдавать, но пока не буду озвучивать, куда именно. Все пока сильно в задумках, сырое. В какой-то момент понимаешь, что уже не будешь всю жизнь так скакать — сил уже не будет хватать на бессонные ночи и работу на износ, когда-то захочется отдохнуть. Поэтому понимаю, что масштабироваться надо, к чему и иду потихоньку.

Что с конкуренцией?

— В первый год работы другие декораторы нас не принимали — был полный игнор, никто не делился контактами. А сейчас все уже отзывчиво включились. У нас есть друзья свадебные, сообщество декораторов, мы все друг друга поддерживаем. Я просто не тот человек, который считает, что если он постучался в дверь один раз, и ему не открыли, что туда не нужно стучаться во второй раз. Уверена, что всегда нужно спрашивать и договариваться.

Всегда есть те, кто ведут себя некрасиво, говоря плохо про других. Я в этом не участвую ни с одной из сторон, и мне кажется, про меня плохо тоже никто не говорит.

Вот сейчас постфактум скажи — легко ли было зайти в свадебную нишу?

— Есть люди, которые хотят попасть в ивент, но не знают как. Но ведь тут просто: берешь портфолио и идешь — в акции, бесплатные проекты, рекламу, потфолийные съемки. Это нужно, чтобы тебя люди начали узнавать, чтобы помнили, как тебя зовут, что ты существуешь вообще. Я так и делаю — иду во все проекты. С ведущими обнимаюсь, а они потом меня «продают» (смеется). Это такой маркетинговый ход из продаж и он работает. Если ты любишь людей, то и они вынуждены тоже любить тебя.

Как понять, что стал успешным в своем деле?

— В какой-то момент начинаешь понимать, что попал в топ какого-то негласного новосибирского рейтинга. Как мне потом говорят мои клиенты: «Мы куда ни придем, там везде вы, все рекомендуют вас». Для меня свадьба — проект, за которым интересно понаблюдать с точки зрения того, что это бизнес, который мы построили с нуля. Мы совсем не вкладывались в рекламу, не «качали» ни одну соцсеть. Мне было интересно, правильно ли я сделала ставку на человеческий фактор. Оказалось, он работает, то есть если ты понравился, то о тебе рассказывают, и сарафанное радио по-прежнему рулит.

Справка:
1 фото: Екатерина Коржанская
2 фото: LK-photo
3 фото: Станислав Пятницын


Читайте также: Более 100 парковочных мест одобрила мэрия кикшеринговым компаниям в Новосибирске