Рынок продаж новых автомобилей в Новосибирской области лихорадит: по самым оптимистичным подсчетам, он сократился почти на 50%.
Падает спрос, сокращается количество новых машин в дилерских центрах, резко меняется логистика поставок запчастей. Свет в конце тоннеля пока не виден.
Спрос продолжает падать
По данным «Ассоциации европейского бизнеса», в России за первые пять месяцев 2022 г. отмечено падение продаж легковых машин и легкого коммерческого транспорта на 52%. Самым критичным стал май — продажи сократились на 83,5%.
«В данный момент на рынке происходит и падение спроса, и падение доступности автомобилей. Отчасти эти вещи взаимосвязаны, так как в данный момент мы не можем удовлетворить все запросы клиентов. Когда увеличится количество автомобилей у дилеров, ситуация со спросом на автомобили изменится», — считает генеральный директор ООО «МБ-Фастар» Сергей Караваев.
Директор ДЦ «СТС Автомобили» Павел Костенко отметил, что наблюдается падение спроса по всем сегментам автомобилей — как низкой ценовой линейки, так и высшей ценовой линейки:
«Такое же положение по авто с пробегом, хотя не так масштабно. Рынок еще долго будет лихорадить, и кривая спроса и предложения будут постоянно меняться».
Столичные эксперты рынка считают, что количество дилерских центров будет в обозримом будущем сокращаться. Особенно это коснется брендов массового сегмента. По мнению автоэксперта, партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, в целом по стране закроется треть автомобильных салонов.
В Новосибирске же о тенденции закрытия дилерских центров говорить пока рано.
«В портфель группы компаний «ФАСТАР» входит девять брендов. На сегодняшний день портфель не изменился», — напомнил Сергей Караваев.
Параллельный импорт
Вероятно, авторынку поможет схема параллельного импорта — покупка новых машин не через официального дистрибьютора, а через перепродавцов. Вопрос — в какой степени это спасет ситуацию.
«Данную схему в сообществах автодилеров обсуждают, рассматривают, но она пока не отработана. Будет ли она интересна и успешна, сможем узнать только со временем», — осторожен в прогнозах Сергей Караваев.
Павел Костенко считает: объемы, которые будут поступать параллельным импортом, не будут сопоставимы с теми, которые были на рынке в прошлые периоды, когда была наполняемость от локального производства и официального импорта от заводов изготовителей или дистрибьюторов.
«Думаю, эти цифры будут различаться на порядок, тем не менее, какую-то часть рынка это, безусловно, компенсирует», — заключил Костенко.
Запчасти: логистика поставок, цены
По словам Павла Костенко, участники рынка поставок запчастей, так же как и автомобилей, еще находятся в стадии адаптации, приспосабливаются к изменившимся условиям:
«Предполагаю, что до конца года перестройка логистики будет продолжаться. На текущем этапе многие используют остатки своих складов и складов крупных поставщиков, дистрибьюторов. Начинают поступать пробные партии через параллельный импорт, отрабатываются новые финансовые и логистические схемы».
Эксперт предостерегает: на этом рынке, как и на многих других, появляется много мошеннических организаций, которые пытаются воспользоваться положением дел по ряду товаров в России.
«Запчасти, конечно, подорожали — при изменении курсов валют, а также временных ограничений в логистике. Сейчас происходит укрепление рубля, небольшой откат цен, но в целом, как и по стоимости услуг сервиса, произошло подорожание, минимум на величину инфляции, которая весной росла скачкообразно», — отметил Павел Костенко.
Сергей Караваев с ним согласен: логистика поставок запасных частей изменилась, и до сих пор в процессе формирования новых каналов. Прежние каналы полноценно не функционируют.
По мнению генерального директора ООО «МБ-Фастар», сейчас лучше обслуживаться у официального дилера:
«Сейчас из-за проблем с поставками официальных и неофициальных запасных частей мы видим, что обслуживание у официального дилера выгодней, чем у неофициального сервиса».
Панда приходит на помощь
По данным «Автостата», доля китайских марок в России в мае достигла фантастических 16,9%, каждая шестая машина была китайской. В РФ три из десяти лидеров продаж среди марок, по версии «Автостата» (май 2022 г.), — китайские бренды. Десятка представлена следующими названиями: Lada, Kia, Hyundai, Renault, Chery, Nissan, Haval, Skoda, Geely, Toyota.
Китайские автопроизводители наращивают свое присутствие и в Новосибирске. Помимо уже действующего дилерского центра EXEED, в столице Сибири летом 2022 г. запланировано открытие еще двух салонов этой премиальной марки.
Единственным официальным дилером EXEED в Новосибирске, по данным на май 2022 г., была компания «Сибавто». На вторую половину июня в Новосибирске запланировано открытие дилерского центра EXEED московской ГК «Автомир». Компания «Альбион Моторс», официально представляющая в столице Сибири Jaguar Land Rover, также планирует открыть дилерский центр EXEED.
EXEED — суббренд компании Chery. Отдельную торговую марку китайский автопроизводитель зарегистрировал для автомобилей премиального класса. Сейчас в Новосибирске действуют уже четыре официальных дилера масс-бренда Chery: «Луна Авто», «Сибавто», «Сибтрансавто» и «Экспокар».
Но смогут ли «китайцы» закрыть ниши временно приостановивших продажи или вовсе ушедших из РФ западных брендов?
«Пока с рынка официально ушел только один бренд. Ни у кого из иностранных автопроизводителей нет желания уходить с российского рынка. Все взяли «режим тишины», так как сложно прогнозировать и строить планы в сложившейся ситуации», — отметил Сергей Караваев.
По его словам, китайские бренды могут увеличить свою долю рынка, потеснив автомобили среднего сегмента кроссоверов (китайские бренды сосредоточены на них).
«В отношении премиальных брендов это маловероятно, так как нет товара, способного заполнить эту нишу», — считает Караваев.
Как сказал Павел Костенко, в Китае, по разным оценкам, — 90-100 разных автопроизводителей — как низкой ценовой линейки, так и премиальной, и люксовой:
«Соответственно, потенциал — очень разносторонний и большой, и какую-то часть рынка китайские автомобили, конечно, займут. Но есть сдерживающие факторы, которые могут сыграть важную роль в том, в каком объеме и в какие временные рамки это произойдет».
Для оценки перспектив китайского автопрома в РФ можно ознакомиться с отчетами мировых продаж машин из Поднебесной. По данным консалтинговой компании LMC Automotive, мировым лидером по продажам автомобилей в мае 2022 г. стал Китай с показателем 1 млн 860 тыс. машин, что на 7,7% ниже показателя годичной давности. Тем не менее, страна обогнала апрельского рекордсмена — США.
Точные прогнозы развития ситуации на рынке продаж новых автомобилей в Новосибирской области и в целом по России пока давать никто не решается. Наблюдается фаза трансформации бизнеса. Вероятнее всего, распродав склады, дилеры сделают акцент на развитии продаж автомобилей с пробегом и сервисных услуг. Однако это лишь временно спасет ситуацию — неясно, зачем покупателю идти в дилерский салон за новым автомобилем, где новых машин нет.
Лидеры продаж
По данным аналитического агентства «Автостат», за пять месяцев 2022 г. лидерами продаж новых автомобилей в Новосибирской области стали марки Lada, Hyundai и Kia, показав при этом резкое сокращение продаж (-53,3%; -58,2% и -54,7% соответственно). Далее, по убывающей, в региональный топ-10 продаж вошли марки Volkswagen, Renault, Toyota, Chery, Nissan, Skoda, Haval. Больше всего сократились продажи Skoda — на 68,6%. Стабильнее всех выглядят китайские марки: продажи Haval упали только на 6,5%, а Chery — единственный бренд в рейтинге, показавший рост продаж (на 8%).
За этот же период в Новосибирской области больше всего было продано новых автомобилей Volkswagen Polo (рост продаж — 8,5%), Hyundai Creta (сокращение на 58,7%), Kia Rio (минус 59,9%). В число моделей в топ-10 региональных продаж вошли Lada Vesta, Hyundai Solaris, Lada Granta, Chery Tiggo 7Pro, Renault Duster, Lada Niva, UAZ Patriot. При этом самое большое сокращение продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показала модель Lada Granta — минус 68,5%. Фантастический рост продаж продемонстрировал китайский кроссовер Chery Tiggo 7Pro (+310%).
В целом продажи новых автомобилей в Новосибирской области за исследуемый период сократились на 48%.
Михаил Фокин