С 2020 г. загородные дома в целом по России выросли в цене в полтора раза, а покупатели, наоборот, урезают бюджеты и выбирают дома меньшей площади, рассказали аналитики рынка.
Как сообщили эксперты Циан, средняя стоимость загородного дома, пригодного к круглогодичному проживанию, составила в целом по РФ 11,2 млн руб. В 2022 г. (с января) рост составил 11% — в январе дом можно было приобрести в среднем за 10,06 млн руб. Для сравнения — за тот же период 2021 г. прирост составил 13%.
На протяжении последних месяцев наблюдается минимальный ежемесячный прирост цен: c мая по август он составил в среднем всего 0,8%, хотя в начале года был на уровне 2,4% в среднем в месяц. Наибольший прирост наблюдался в апреле 2022 г. — в сравнении с мартом средняя стоимость дома в целом по РФ повысилась на 3,7%, что связано как с изменением структуры спроса (с рынка вымываются наиболее бюджетные варианты), так и с валютными колебаниями. На загородном рынке часть объектов экспонируются в долларах: снижение курса рубля к иностранным валютам привело к росту рублевого прайса.
В годовой динамике (в сравнении с августом 2021 г.) текущая стоимость выше на 22% (с 9,18 млн руб.). В сравнении с августом 2020 г. текущая стоимость выше почти в полтора раза (+47%) — на тот момент средняя стоимость дома была на уровне 7,63 млн руб. То есть за два года средний дом в России стал дороже на 3,6 млн руб.
Самые дорогие дома, традиционно, — в столичных регионах, причем в Санкт-Петербурге средняя стоимость выше, чем в Москве, где дома представлены преимущественно на территории Новой Москвы. В Северной столице дома часто располагаются в самых престижных локациях, у воды, чем и определяется их высокая стоимость.
Помимо столичных регионов, в лидерах по стоимости загородного дома — Краснодарский край и Крым, где «загородка» пользуется большим спросом не только у местных жителей, но и у покупателей из других регионов — это становится дополнительным импульсом для роста цен. Похожая ситуация — и в Калининградской области, где также располагается несколько курортных городов у моря.
Наименьший прирост средней стоимости дома фиксируется либо в локациях с уже высокой ценой квадратного метра (Москва), либо в регионах с плохой транспортной доступностью, каковыми в этом году выступают Крым, где стоимость дома выросла за год всего на 8%, и Севастополь, где цена снизилась на 4%.
В Новосибирской области, по данным Циан, год назад стоимость дома составляла 11 млн руб., сегодня она возросла на 17%, 12,9 млн руб. Регион стоит на 13 месте среди субъектов РФ по дороговизне загородных домов.
Высокой активности на рынке загородной недвижимости, по мнению экспертов, во многом способствовал удаленный формат работы — в прошлом году 60% потенциальных покупателей отметили, что могут работать дистанционно. В 2022 г. таких стало меньше — 45%, однако интерес к рынку по-прежнему высок.
Растет и средний уровень доходов потенциальных покупателей, отметили аналитики: почти четверть (23%), как и в прошлом году, имели ежемесячный доход на одного члена семьи в размере не более 30 тыс. руб., 34% — от 30 до 60 тыс., 30% — от 60 до 120 тыс. руб. Свыше 120 тыс. в месяц на одного человека — у 13% потенциальных покупателей на рынке недвижимости.
Однако далеко не всегда загородными домами интересуются семьи с детьми — у 29% покупателей детей нет. Согласно опросу, 3% всех респондентов собираются проживать в доме одни, в прошлом году таких было 8%. Большинство предполагает, что в доме будут жить двое взрослых (39%), 33% — трое взрослых. Многодетных семей немного — всего 12% таких, у кого минимум трое детей, большинство — или с одним ребенком (31%), или с двумя (29%).
В 2022 г. стало меньше молодых клиентов — только 1% потенциальных покупателей загородных домов — младше 25 лет, в прошлом году таких было 3%. В возрасте 26-35 лет покупку дома планируют 19% против 21% в прошлом году. Чаще дом теперь ищут в возрасте 36-45 лет (36%) против 34% в прошлом году. Среди респондентов в возрасте от 46 лет выбирают дома 43% против 41% в прошлом году. То есть приобретение коттеджа все же стало меньше интересовать молодых покупателей — многие, арендовав дом, осознали, что такой образ жизни подходит не всем, отметили эксперты.
Приобретением дома часто занимаются уже после покупки квартиры: 36% респондентов накопили на дом, однако не меньше используют заемные средства — каждый четвертый (26%) планирует привлечь ипотеку, 9% — потребительский кредит. Проводятся и «альтернативные» сделки: 16% продадут другую недвижимость, чтобы переехать в дом, 2% — откажутся от автомобиля, 9% используют субсидию — маткапитал.
Большинство покупателей на рынке недвижимости рассматривают дом, пригодный для круглогодичного, я не летнего проживания (96%). 64% рассматривают уже обжитый дом на вторичном рынке, 27% выбирают новый дом с отделкой, где никто не проживал, и только 9% планирует приобрести готовый дом без отделки, чтобы сделать ремонт под себя.
В качестве основных критериев при выборе дома респонденты назвали его полную готовность к проживанию и наличие всех подведенных коммуникаций. На третьем месте — качество самого строительства.
В числе важных факторов также — минимальная стоимость дома и готовность всех документов от собственника (речь идет не только о списке документов для выхода на сделку). Покупатели требуют от продавца проекты электричества, отопления, канализации; отчеты специалиста технического надзора, который контролировал строительство дома; фотографии строительства. Половина покупателей перед приобретением дома планируют воспользоваться услугами специалиста по технадзору — с проверкой технического состояния дома и подготовкой заключения.
Геополитические риски, волатильность курса рубля, введенные санкции — все это привело к изменению структуры спроса со стороны потенциальных покупателей, говорят аналитики. Доля тех, кто рассматривает дом в бюджете до 3 млн руб., выросла с 39% до 49%. И наоборот, доля тех, кто планировал покупку дома в бюджете от 10 млн руб., снизилась с 22% до 17%.
Такой спрос не соответствует структуре предложения. В целом по РФ до 5 млн руб. — 35% объектов, при том, что половина запросов (49%) приходится на них.
Изменилась также и структура по площади. В начале года дома до 100 кв. м искали половина потенциальных покупателей. В мае — уже 59%. То есть россияне, не отказавшиеся от покупки, пересмотрели свои планы и решили выбрать жилье дешевле и как следствие — меньшей площади, чем изначально планировалось. Здесь спрос и предложение так же, как и с бюджетом, не соответствуют друг другу. На дома площадью до 100 кв. м приходится 46% предложения против 59% спроса на такие объекты.
Большинство хотели бы приобрести дом с тремя комнатами (45%), еще 28% — с двумя. 19% покупателей устроит дом, где четыре комнаты, выяснили специалисты Циан.
Интерес к покупке загородных домов в целом по РФ летом 2022 г. оказался на 45% ниже, чем летом 2021 г. Спрос в июле оказался на уровне июньского. Относительно февраля-марта спрос в целом по РФ ниже примерно на четверть.
Многие решили взять паузу, так как загородный дом — покупка не первой необходимости. Согласно опросу Циан, после 24 февраля клиенты на загородном рынке не только изменили подход к площади дома и бюджету покупки, но и в целом поменяли стратегию выбора: 16% респондентов отложили сделку, 5% решили вместо приобретения дома рассмотреть участок, 1% решили вместо приобретения дома, арендовать его, 6% вместо нового дома теперь смотрят вторичный загородный рынок.
Рост цен в полтора раза за два года на загородном рынке — такой же, как и в сегменте вторичного жилья. На первичном рынке рост выше — 65%. Однако по всем сегментам средние цены стагнируют на протяжении нескольких месяцев. С одной стороны, рынок загородной недвижимости меньше зависим от ипотечных ставок — только треть покупателей думают привлечь кредит, но по факту эта доля еще ниже. С другой стороны, рынок «загородки» подвержен сезонности, поэтому предпосылок для дальнейшего столь же активного роста цен нет — мы ожидаем ценовую стагнацию до начала следующего сезона весной 2023 г., — прокомментировала руководитель направления Загородная Недвижимость Анна Березина.