Меню

Новое в регистрации товарных знаков: что изменилось, и каких ожидать последствий?

Изменения, которые вступят в силу летом 2023 г., дадут возможность регистрировать собственные товарные знаки большему количеству предпринимателей.

Ведущий специалист отдела лицензирования ГК Umbrella Group Анастасия Ломакина

Весной 2022 г. в сфере регистрации товарных знаков были приняты существенные изменения, которые вступят в силу через год. Однако уже сейчас важно разбираться в том, что подразумевают под собой эти изменения, и что теперь необходимо учитывать при регистрации и защите своего товарного знака и прав на него. 

28 июня 2022 г. президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». В чем суть? 

Сегодня, в силу статьи 1478, обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Изменения, которые вступят в силу летом 2023 г., дадут возможность самозанятым гражданам регистрировать собственные товарные знаки. Они получат следующие права: официальное владение товарными знаками, защита прав, в том числе в государственных органах, распоряжение ими и получение вознаграждения по лицензионным договорам.

Почему изменение важно для российского бизнес-сообщества?

Товарный знак — это своего рода счастливый билет, который позволяет развить личный бренд. К слову, для самозанятых тема развития личного бренда более актуальна, чем для крупных бизнесменов. Теперь у самозанятых появится возможность выйти на маркетплейсы: например, у сервиса Lamoda размещение товаров в виртуальной витрине доступно только после того, как продавец предоставит свидетельство о регистрации товарного знака.

Более того, в России действует национальная программа поддержки малого и среднего бизнеса. В ее рамках ряд банковских компаний кредитует МСП под залог нематериальных активов, включая товарные знаки по льготным ставкам: в 2022 г. это 7% годовых. 

Существует и ряд вопросов, волнующих профессиональное сообщество.

Ожидается новая волна «патентных троллей»/«неймсквоттеров» — лиц, умышленно регистрирующих различные обозначения в качестве товарных знаков. Ожидание вполне оправдано. Для чего это делается? Для того, чтобы подавать исковые требования и препятствовать регистрации товарных знаков добросовестных хозяйствующих субъектов, завышая стоимость письма-согласия. Пострадавшими часто становятся не только средние бизнесмены, которые не учли особенности защиты интеллектуальной собственности, но и крупнейшие российские корпорации. И узнают они о пробелах в защите, как правило, в последний момент. 

К сожалению, ложная перспектива «быстро заработать» может стать привлекательной для ряда граждан. А это приведет к увлечению споров относительно товарных знаков. 

Однако можно рассмотреть ситуацию и с другой стороны: те же самые «патентные тролли» выступают своего рода санитарами, проводящими генеральную уборку. Они как бы подстегивают вовремя и правильно регистрировать права на результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации. И это правильный подход, ведь бренд — это реальный актив, который требует защиты по всем фронтам. 

Сейчас мы ожидаем проект с поправками в части регистрации товарных знаков. Например, в июле Минэкономразвития РФ подготовило проект, суть которого — утвердить размеры пошлин по регистрации товарных знаков. Минимальная стоимость теперь составляет 31 тыс. руб. Такая стоимость делает услугу вполне доступной для физлиц.

Такое изменение поможет не только защитить свои права в сфере интеллектуального права самозанятым гражданам, но и получить конкурентное преимущество, новые перспективы развития бизнеса, а также укрепить свои позиции и увеличить количество лояльных клиентов.