Изменения, которые вступят в силу летом 2023 г., дадут возможность регистрировать собственные товарные знаки большему количеству предпринимателей.
Ведущий специалист отдела лицензирования ГК Umbrella Group Анастасия Ломакина
28 июня 2022 г. президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». В чем суть?
Сегодня, в силу статьи 1478, обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Изменения, которые вступят в силу летом 2023 г., дадут возможность самозанятым гражданам регистрировать собственные товарные знаки. Они получат следующие права: официальное владение товарными знаками, защита прав, в том числе в государственных органах, распоряжение ими и получение вознаграждения по лицензионным договорам.
Почему изменение важно для российского бизнес-сообщества?
Товарный знак — это своего рода счастливый билет, который позволяет развить личный бренд. К слову, для самозанятых тема развития личного бренда более актуальна, чем для крупных бизнесменов. Теперь у самозанятых появится возможность выйти на маркетплейсы: например, у сервиса Lamoda размещение товаров в виртуальной витрине доступно только после того, как продавец предоставит свидетельство о регистрации товарного знака.
Более того, в России действует национальная программа поддержки малого и среднего бизнеса. В ее рамках ряд банковских компаний кредитует МСП под залог нематериальных активов, включая товарные знаки по льготным ставкам: в 2022 г. это 7% годовых.
Существует и ряд вопросов, волнующих профессиональное сообщество.
Ожидается новая волна «патентных троллей»/«неймсквоттеров» — лиц, умышленно регистрирующих различные обозначения в качестве товарных знаков. Ожидание вполне оправдано. Для чего это делается? Для того, чтобы подавать исковые требования и препятствовать регистрации товарных знаков добросовестных хозяйствующих субъектов, завышая стоимость письма-согласия. Пострадавшими часто становятся не только средние бизнесмены, которые не учли особенности защиты интеллектуальной собственности, но и крупнейшие российские корпорации. И узнают они о пробелах в защите, как правило, в последний момент.
К сожалению, ложная перспектива «быстро заработать» может стать привлекательной для ряда граждан. А это приведет к увлечению споров относительно товарных знаков.
Однако можно рассмотреть ситуацию и с другой стороны: те же самые «патентные тролли» выступают своего рода санитарами, проводящими генеральную уборку. Они как бы подстегивают вовремя и правильно регистрировать права на результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации. И это правильный подход, ведь бренд — это реальный актив, который требует защиты по всем фронтам.
Сейчас мы ожидаем проект с поправками в части регистрации товарных знаков. Например, в июле Минэкономразвития РФ подготовило проект, суть которого — утвердить размеры пошлин по регистрации товарных знаков. Минимальная стоимость теперь составляет 31 тыс. руб. Такая стоимость делает услугу вполне доступной для физлиц.
Такое изменение поможет не только защитить свои права в сфере интеллектуального права самозанятым гражданам, но и получить конкурентное преимущество, новые перспективы развития бизнеса, а также укрепить свои позиции и увеличить количество лояльных клиентов.