Меню

Почему самозанятость — опасная в своей привлекательности идея?

«Самозанятость. Легкая, воздушная, как йогурт. И такая же лакомая: экономия на налогах с зарплаты и страховых взносах столь огромна, что собрание коллектива на эту тему хочется устроить прямо сейчас».

Директор компании «Бизнес Альянс» Людмила Михайловская

Самозанятость. Легкая, воздушная занятость. Да, как йогурт. И такая же лакомая…

Именно так выглядит со стороны перевод сотрудников в статус самозанятых. Экономия на налогах с зарплаты и на страховых взносах столь огромна, что собрание коллектива на эту тему так и хочется устроить вот прямо сейчас.

Дескать, дорогие коллеги, теперь вы — самозанятые. Вам это — новый уровень свободы и вдохновения, а мне, вашему боссу — выгоды от экономии на налогах с ФОТ. Идея завораживает своей практичностью: никаких отчетов, никой мороки с трудовыми гарантиями. Самозанятый сам высчитывает свой налог, сам перечисляет его в госбюджет — приложение «Мой налог» легко ставится в любой смартфон, а по интерфейсу — не сложнее развивающей игры для начальной школы.   

Словом, все настолько легко, что просто крылья вырастают. И хочется перевести штат на самозанятость поскорее. Да прямо завтра — чего тянуть-то!

Поздравляю, вот вы и попались в силок соблазнительной спешки. Потому что «прямо завтра» — кратчайший путь к недоброму вниманию со стороны государства. Вашу простодушную торопливость оно, государство, заметит столь же быстро.  

Бывший штатный сотрудник не сможет стать самозанятым за день. Да и за два не сможет. Для того, чтобы такая метаморфоза была законной, между увольнением и подключением к той же работе в роли самозанятого должно пройти два года. Да, два раза по 365 дней, а не «прям завтра». Да, это ужасно скучное число — дважды по 365 — но на любую меньшую цифру надзорные органы тут же обратят внимание. Внимание электронное, бессонное, глухое ко всяким «Ну вы меня поймите!» и равнодушное к дареным шоколадкам. Фискально-надзорная система роботизируется буквально на глазах. Так что шутить с искусственным разумом — себе дороже.

Отношения с самозанятым специалистом строятся уже не на основе трудового договора, а по договору гражданско-правовому. Это совершено разные типы отношений. ФНС зорко и даже с некоторым азартом высматривает в гражданско-правовых договорах «примеси» договоров трудовых. И если найдет таковые — мало не покажется.  

Психологические и мотивационные нюансы тоже могут стать сюрпризом для руководителя, привыкшего к образу «большого босса». Самозанятого специалиста нечем наказать за нарушение трудовой дисциплины или отклонение от дресс-кода. Потому что дресс-код ему теперь не писан, присутственного места у него нет (и быть не может), а хронометраж его вовлеченности в ваши дела поминутно очерчен гражданско-правовым договором.

Самозанятому водителю корпоративного лимузина не скажешь: «Петрович, ты тут пока во дворе побудь часочек-другой, я пока еще не решил, во сколько выезжаю». Никакого «часочка-другого» — только конкретика из договора.

Итак, эту статью мы посвятили чарующим иллюзиям и прощанию с ними. А следующую посвятим законной практике оптимизированных трудовых отношений. Да, магия самозанятости мифологизирована. Но есть и другие решения. Да, не такие «йогрутовые», зато и не токсичные…