Об этом сообщили специалисты «Открытие Авто» и Автостата. По их данным, более трети этих денег покупатели отдали на китайские машины, но купили больше российских машин.
Согласно результатам исследования, сумма в 70,6 млрд руб., которые россияне потратили в иле на покупку машин, оказалась всего на 1% меньше, чем месяцем ранее (в июне — 71,1 млрд руб.), но на 72% меньше, чем в июне 2021 г. (255,1 млрд руб.). При этом в июле-2022 было продано 32,1 тыс. новых легковых автомобилей — на 9%, чем в июне (29,4 тыс.).
Незначительное снижение финансовой емкости при увеличении объемов рынка связано с изменением структуры продаж, отметили аналитики: большую часть июльских продаж составили машины отечественных марок с самой низкой средневзвешенной ценой. Несмотря на это, больше всего денег россияне потратили на покупку автомобилей китайских брендов, доля которых в общей сумме потраченных средств на машины по итогам июля составила 34%, подсчитали эксперты. В структуре затрат по сегментам безоговорочное лидерство сохраняют кроссоверы и внедорожники, на долю которых пришлось 68%. Десятая часть всех денег была потрачена на премиальные машины.
Также аналитики отметили, что второй месяц подряд больше всего жители РФ тратят на покупку автомобилей китайских брендов. В июле россияне купили 8,6 тыс. новых китайских авто и потратили на них 24 млрд руб. Корейские автопроизводители оказались на втором месте с результатом 19,8 млрд руб. — их продажи в июле составили 7,3 тыс. единиц. Объем потраченных средств на «европейцев» составил 11,3 млрд руб. За месяц в общей сложности было реализовано 3,8 тыс. таких автомобилей.
По данным экспертам, из перечисленных участников рынка только «корейцам» удалось увеличить долю в финансовой емкости — с 24% в июне до 28% в июле. У «китайцев» она снизилась с 39% до 34%, а у «европейцев» осталась на уровне 16%.
Пока у «корейцев» сохраняются проблемы с логистикой комплектующих, а «европейцы» продолжают придерживаться антироссийских санкций, «китайцы» находятся в стороне от этих процессов и продолжают экспансию. Кроме того, по средневзвешенной цене автомобили из КНР уже чуть опередили корейские модели и практически сравнялись с европейскими машинами. Все это позволяет автопроизводителям из КНР зарабатывать больше всех денег на российском рынке, — пояснил руководитель пресс-службы агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов.
Японские бренды в структуре финансовой емкости снова оказались позади российских, увеличив отставание, отметили аналитики. В июле машины отечественных марок разошлись тиражом в 10,9 тыс. единиц на сумму 9,9 млрд руб. При этом «японцы» были куплены в количестве 1,4 тыс. штук, а затраты на них составили 5,2 млрд руб. Если доля российских брендов в финансовой емкости по сравнению с июнем увеличилась с 10% до 14%, то у «японцев» она снизилась — с тех же 10% до 7%. Такая динамика объясняется тем, что затраты на покупку российских автомобилей за месяц выросли на 33%, а японских — упали на 27%, пояснили эксперты.
В июле россияне отдавали предпочтение машинам отечественных марок, прежде всего — LADA. Дело в том, что Автоваз вывел на рынок упрощенные версии семейства Granta, которые стали более доступны по цене. Также позитивную роль для российских брендов сыграла и поддержка со стороны правительства, которое возобновило программу льготного автокредитования на улучшенных условиях. Она распространяется только на отечественные автомобили, оставляя за бортом иномарки, — прокомментировали в пресс-службе «Открытие Авто».
Что касается автомобилей американских марок, то в июле россияне купили всего 60 таких машин за 338 млн руб. (в июне — 63). Это на 1% больше по затратам, чем месяцем ранее (335 млн руб). Доля «американцев» на российском рынке, по данным аналитиков, уже давно остается ниже 1%.
Самыми популярными автомобилями в России остаются кроссоверы и внедорожники. В июле россияне купили 16,9 тыс. новых авто сегмента SUV, потратив на них 48,2 млрд руб., посчитали аналитики. Таким образом, сегмент остается крупнейшим в стране как по количеству проданных автомобилей, так и по деньгам — на его долю в июле пришлось 53% от общих продаж и 68% всех затраченных средств (59% и 72% по итогам июня соответственно).
Второе место на рынке занимают автомобили В-класса. Всего за июль было реализовано 11,8 тыс. таких новых машин на сумму 12,6 млрд руб. Доля этого сегмента составила 37% по объему реализации и 18% — по деньгам (месяцем ранее — 30% и 15% соответственно).
Таким образом, на долю двух сегментов (SUV и B) в июле пришлось 90% от общего объема продаж и 86% всей финансовой емкости рынка. При этом за месяц затраты на покупку кроссоверов и внедорожников сократились (-6% к июню), а машин В-класса —выросли (+15%).
Автомобили сегментов SUV и B по-прежнему играют ключевую роль на российском рынке. Причем в нынешних условиях их позиции только усиливаются, потому что на стороне кроссоверов играют практически все «китайцы», а драйвером В-класса выступает отечественная LADA. Но поскольку средневзвешенная цена SUV примерно втрое выше автомобиля сегмента В, то по затратам они уходят далеко вперед, — отметили в пресс-службе «Открытие Авто.
Доля премиальных автомобилей в финансовой емкости осталась на прежнем уровне. В июле россияне приобрели 1,1 тыс. новых автомобилей премиум-класса. В общей сложности на них было потрачено 7,1 млрд руб., т.е. десятая часть от всех денег. В июне их доля составила 10%.
На машины массового сегмента ушло 90% всех затраченных средств (63,4 млрд руб. за 31 тыс. шт.).
Продажи премиальных автомобилей в июле остались на уровне июня, поэтому их доля в финансовой емкости не изменилась. Сегодня объемы реализации таких машин очень низкие, а в следующие месяцы они могут быть еще меньше. Складские запасы автомобилей премиум-класса заканчиваются, их поставки на наш рынок прекращены, а поставки в рамках параллельного импорта незначительны, — добавил руководитель пресс-службы агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов.