«Исполнение обязательств как основа стабильного развития экономики сейчас проходит проверку на прочность непредсказуемыми событиями — пандемией и санкциями. Происходит сбой в исполнении обязательств».
Исполнение обязательств как основа стабильного развития экономики страны последние несколько лет проходит проверку на прочность чрезвычайными и крайне непредсказуемыми событиями в виде пандемии и санкций, происходит массовый сбой в надлежащем исполнении обязательств (НИО).
Количество дел о НИО с участием предпринимателей растет и составляет до 61% всех дел, рассматриваемых арбитражными судами. Наиболее часто происходит нарушение таких договоров, как купля-продажа — 53,2%, в т. ч. поставка и энергоснабжение, аренда — 7,6 %; подряд — 10,4 %; возмездное оказание услуг — 16,9 % от общего числа нарушенных договоров.
В силу этого предприниматели и юристы, осуществляющие их юридическое сопровождение, ведут активный поиск оптимальных стратегий минимизации негативных последствий неисполнения обязательств.
Так, судебная практика последних лет подтверждает, что наиболее распространенными способами защиты нарушенных прав при неисполнении обязательств являются традиционные, заложенные в гражданском законодательстве возможности: ссылка на непреодолимую силу как основание освобождения от гражданско-правовой ответственности; изменение или расторжение договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств; прекращение обязательства невозможностью исполнения.
Не вдаваясь в детали, отметим, что сохранение стабильности договорных связей в период пандемии оказалось возможным ввиду сочетания как традиционных гражданско-правовых средств, так и спецмер, предпринятых государствам в виде принятия федеральных законов, предусматривающих особый порядок изменения договоров аренды, заемных обязательств, перевозки, реализации турпродукта и др. Причем наиболее эффективными стратегиями по сохранению договорных отношений оказались стратегии по сочетанию традиционных гражданско-правовых институтов, оперативно принятого специального законодательства и активного сотрудничества и взаимодействия сторон договора по поводу изменения договоров с целью минимизации негативных последствий.
В настоящее время сохранение и надлежащее исполнение множества договоров как с иностранными контрагентами, так и между российскими компаниями становится еще более сложной задачей. Законодателем предпринимаются попытки трансформации законодательства с целью защиты интересов российских участников делового оборота (от внесения 22 марта 2022 г. в Госдуму РФ законопроекта о прекращении обязательств и освобождение от ответственности в условиях недружественных действий иностранных государств до принятия специальных законов, направленных на поддержку ряда субъектов экономической деятельности).
Изменения законодательства затронули прежде всего:
- порядок расчетов и валюту платежа по контрактам;
- регулирование корпоративных отношений в части запрета на выплату дивидендов иностранным участникам;
- регулирование интеллектуальной собственности;
- исполнение государственных контрактов в части расширения возможностей участников по изменению условий контрактов, также принят ряд мер поддержки отдельных отраслей (туроператоров, перевозчиков, банков и др.).
Судебная практика сохраняет прежние тенденции взвешенного подхода к изменению и прекращению обязательств и возложению ответственности за их нарушение:
- санкции по общему правилу не относят к непреодолимой силе, а значит они не могут служить основанием освобождения от ответственности для нарушившей контракт стороны;
- при существенном изменении обстоятельств, например цен на рынке, условия договора могут быть изменены судом или договор может быть расторгнут в судебном порядке. Так, в марте 2022 года Арбитражный суд Московской области признал введение ограничительных мер дискриминационного характера основанием для расторжения договора из-за существенного изменения обстоятельств (дело № А41-13431/22).
Учитывая консервативность судебной практики и точечное законодательное регулирование исполнения обязательств, субъектам предпринимательской деятельности может быть рекомендовано более активное использование договорных возможностей — а именно, включение в договор условий о гражданско-правовой ответственности. При этом в рамках конкретного договора можно как расширить объем ответственности участников договора, так и уменьшить, в зависимости от целей.
Кроме того, рекомендуется включать в договор условия:
- о возможности разорвать соглашения во внесудебном порядке, если стороны не могут исполнять их по причинам, на которые они никак не могут повлиять;
- установить правило о том, что стороны, в том числе их участники, исполнительные органы, аффилированные лица и бенефициары, не включены в санкционные списки недружественных стран;
- добавить заверение, что стороны не ведут хозяйственную деятельность с лицами из санкционных списков, при этом указать, что оговорка действует на будущее время;
- также можно в самом договоре отнести санкции к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства).
Иными словами, стабильность деловых связей между субъектами предпринимательской деятельности может быть достигнута как мерами, предпринимаемыми государством, наработкой новых подходов в судебной практике, так и активной позицией самих участников рынка при ведении переговоров, заключении и исполнении договоров.
Кандидат юридических наук, заведующий кафедрой административного, финансового и корпоративного права НГУЭУ Надежда Кирилова.