Меню

Отраслевые сообщества предложили депутатам принять закон о креативном предпринимательстве

В Государственной Думе обсудили создание межкомитетской площадки по вопросам регулирования креативных индустрий в России.

Инициаторами совещания со стороны нижней палаты Федерального собрания выступили первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко, первый зампред комитета по культуре Денис Майданов, первый зампред комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский, а также заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергей Морозов.
 
Со стороны отраслевого сообщества в экспертной дискуссии приняли участие представители ФГБУ «Роскультцентр», АНО «Креатиная экономика», Федерации креативных индустрий, Национальной федерации музыкальных индустрий, Российского книжного союза, АО «Газпром-Медиа Холдинг», Ассоциации коммуникационных агентств России, НАО «Национальная спутниковая компания», издательства «АСТ» и РСПП.
 
Основными темами стали разработка и принятие закона о креативном предпринимательстве и креативных индустриях. Вопрос о его необходимости обсуждался еще на главном федеральном форуме в сфере креативных индустрий «Российская креативная неделя». Также участники обсудили механизмы привлечения инвестиций в креативный сектор экономики и дополнительные способы защиты интеллектуальной собственности авторов и бизнеса, построенного на результатах творческого труда.
 
Для отечественной экономики направление креативных индустрий видится очень перспективным, ведь в некоторых развитых странах доля креативных индустрий в ВВП достигает 8-9%. Это действительно важный сектор экономики: объемный, быстрорастущий, требующий систематизированного правового подхода,  сказал Денис Кравченко.
 
Создание межкомитетской рабочей группы позволит выйти на законодательное регулирование креативного сегмента экономики, так как сейчас, по мнению инициаторов нового закона, в процессе задействовано слишком много разных акторов, которые регулируют отдельные аспекты работы обсуждаемых индустрий. Как отметили эксперты, один только рамочный список креативных индустрий включает порядка 14 направлений, которые базируются на создании и использовании интеллектуальной собственности. Это издательское дело, гастрономия, музыка, кино, дизайн одежды и др.
 
Единые критерии для адресной поддержки субъектов креативного предпринимательства позволят не только защитить интеллектуальную собственность, но и простимулировать развитие инвестиций в креативные индустрии  дадут инвесторам стимул вкладывать средства в творческий продукт, уверены авторы инициативы.
 
Эксперты отметили, что огромный блок креативных индустрий погружен в цифровую экономику, поскольку рынок интеллектуальной собственности и креативных продуктов держится именно на цифровой среде. Поэтому очень важно защитить не только киноиндустрию, но и распространить на книжную и музыкальную отрасли действие антипиратского меморандума, который уже доказал свою эффективность. С момента подписания этого документа было удалено 64 млн пиратских ссылок, преимущественно на фильмы. Книги и музыка по-прежнему свободно распространяются пиратами.
 
Принятие нормативных правовых актов, усиливающих контроль за пиратством, приведет не только к увеличению авторских отчислений, но и к увеличению поступлений в бюджет за счет роста легального потребления, заключили эксперты.