Новосибирск занял третье место среди крупных городов по величине среднего чека на фастфуд. В августе 2022 г. он достиг 499 руб. Дороже только в Москве и Санкт-Петербурге.
Аналитический проект Tinkoff Data совместно с Тинькофф Бизнесом провел исследование рынка фастфуда в России в 2021-2022 гг. Оно основано на обезличенных данных 25 млн розничных клиентов Тинькофф в заведениях фастфуда, эквайринга и оборотов клиентов Тинькофф Бизнеса из сферы общественного питания за период 2021-2022 гг. Категория заведений определялась по МСС-кодам. В отдельных случаях код, соответствующий категории «фастфуд», выбирают рестораны более высокого класса, однако это единичные случаи, не влияющие на статистику по стране в целом, отметили аналитики.
Аналитики исследовали транзакции в самых популярных сетях фастфуда: Burger King, KFC, McDonald’s и «Вкусно — и точка».
В марте McDonald’s объявил о приостановке работы ресторанов, а 16 мая — об уходе с российского рынка. С этого времени траты в заведениях сети снизились, а доля бренда от общего количества трат в ресторанах всех популярных сетей упала с 54 до 2%. Оставшиеся 2% — это рестораны, которые работают по уникальным условиям франшизы до 2023 г. После ухода McDonald’s с рынка к августу 2022 д. сетей Burger King и KFC перераспределились: по подсчетам аналитиков, 22% трат приходится на Burger King и 32% — на KFC. С открытием ресторанов под новым брендом «Вкусно — и точка» сеть постепенно возвращается к прошлым позициям McDonald’s: к августу 2022 г. доля суммарных трат выросла до 44%, при этом не все рестораны «Вкусно — и точка», которые раньше функционировали под вывеской McDonald’s, начали работу.
Объявление о закрытии McDonald’s вызвало ажиотаж: с марта по апрель 2022 г. среднее количество посещений ресторанов в месяц выросло на 10%. Спрос вырос и на другие сети фастфуда — в Burger King и KFC количество походов в эти же месяцы выросло на 5%. А с приходом на рынок «Вкусно — и точка» в августе 2022 г. среднее количество посещений ресторанов сети в месяц вышло на уровень февральских показателей McDonald’s, отметили эксперты.
Согласно их данным, до марта 2022 г. среди городов-миллионников только в Красноярске, Новосибирске и Омске сеть KFC занимала лидирующие позиции по тратам — 62% во всех исследуемых заведениях фастфуда. В остальных городах-миллионниках большую долю по тратам занимал McDonald’s — 58%.
После запуска в июне 2022 г. сети «Вкусно — и точка» пока не удалось отвоевать рынок во всех городах-миллионниках и вернуться на уровень февральских показателей McDonald’s, отметили специалисты. Это объясняется тем, что заведения сети открываются постепенно, и в городах до сих пор есть пока не открывшиеся рестораны сети «Вкусно — и точка».
Средний чек на фастфуд, по подсчетам аналитиков, за год вырос на 13% и составил 448 руб. в августе 2022 г.
Burger King — лидер по величине среднего чека среди остальных сетей — в августе 2022 г. поесть в ресторане в среднем стоило 424 руб. А по сравнению с августом 2021 г. средний чек вырос на 10%. В KFC средний чек составил 399 руб., а во «Вкусно — и точка» — 385 руб.
Среди крупных городов дороже всего поесть фастфуда оказалось в Москве — средний чек составил 576 руб. В топ-3 также вошли Санкт-Петербург — 530 руб., а также Новосибирск — 499 руб.
Меньше всего на посещение фастфудов тратили воронежцы — средний чек составил 389 руб. Одна из причин низкого среднего чека — крупные локальные сети. Помимо федеральных брендов в Воронеже популярны сети «Русский аппетит» и «Робин Сдобин», где в среднем поесть дешевле, чем в заведениях федеральных брендов.
Россияне стали реже посещать рестораны, отметили в Tinkoff Data: в августе 2022 г. количество транзакций и траты в них снизились на 26% по сравнению с годом ранее. При этом количество посещений заведений фастфуда в августе в годовом сравнении почти не изменилось, а траты выросли на 9%.
Гости ресторанов стали внимательнее относиться к выбору блюд: видна тенденция на сокращение глубины чека: если раньше люди брали много блюд в стол, то сейчас некоторые гости стали заказывать ровно то, что они сами хотят. Или, как вариант, выбирать блюда чуть подешевле. Тем не менее, нельзя сказать, что интерес бизнеса в целом к фастфуду вырос: те, кто занимался созданием премиальных проектов, так и останется в этой нише. Рестораторы, оперировавшие в сегменте фастфуда, всегда вели агрессивную экспансию. Расстраивает другое: в фастфуд пошли новички, которые думают, что там золотое дно, но не понимают, что сети фастфудов — очень сложный, низкомаржинальный бизнес. Часто они терпят неудачу — мы уже видим закрытия относительно новых брендов, — отметил ресторатор, предприниматель и бизнес-ангел Александр Сысоев
В некоторых городах России посещаемость фастфуда выросла, выяснили аналитики: в Челябинске, Ростове-на-Дону, Перми, Уфе, Краснодаре, Воронеже, Волгограде и Екатеринбурге количество транзакций в среднем увеличилось на 6%.
При этом суммарные траты в заведениях фастфуда выросли во всех городах-миллионниках.
Несмотря на то что россияне стали ходить в рестораны реже, количество позиций в заказах за год не изменилось — по-прежнему 4-5 позиций из меню. Средний чек почти не изменился и составил 891 руб. (878 руб. в августе 2021 г.).
По информации аналитиков, чаще всего россияне посещают рестораны и заведения фастфуда в выходные дни — пик приходится на субботу. Начиная с воскресенья посещаемость фастфудов падает. Как правило, люди приходят в рестораны и фастфуд во второй половине дня: на вечернее время с 17:00 до 21:00 приходится треть транзакций — 33%.