Меню

«Ошибочно думать, что это премиальный суррогат». Эксперт о Нобелевской премии по экономике

Кому и за какие заслуги вручена Нобелевская премия по экономике в 2022 г., рассказал кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории НГУЭУ Геннадий Ляскин.

— 10 октября Нобелевскую премию по экономике 2022 г. вручили сразу трем исследователям — Бену Бернанке, Дугласу Даймонду и Филипу Дибвигу. Все они работали над «исследованиями роли банков в экономике, особенно во время финансовых кризисов».

Начнем с того, что, по мнению многих соотечественников, Нобелевская премия по экономике «не настоящая», поскольку сам отец-основатель Альфред Нобель ее не учреждал. За заслуги в области экономических наук присуждается «премия королевского банка Швеции, учрежденная в память А. Нобеля». Ошибочно думать, что это некий премиальный суррогат, который по рангу стоит ниже нобелевских премий по химии или физике. В современных реалиях это одна из самых высоких почестей, которой может быть удостоен ученый, посвятивший жизнь общественным наукам. И награда шведского банка с полным правом может быть названа Нобелевской премией, по престижу неотличимой от наград в остальных областях. Учредительные обстоятельства не влияют на ее уровень никоим образом.

Краткая информация о новоиспеченных лауреатах. Все они американцы, что для премии по экономике уже стало традиционным. Может даже показаться, что экономической науки за пределами США не существует, но это не так. Все трое — специалисты в области финансов, банковской системы и монетарного регулирования.

Бен Бернанке — одна из самых влиятельных фигур в мире финансового капитала. Бернанке длительное время возглавлял «банк банков» — Федеральную резервную систему США, эмитирующую доллар на благо глобальной экономики. Занимал ведущие посты в различных корпорациях, академических и правительственных организациях США. Область научных интересов — соответствующая: финансы, банки, денежно-кредитная политика. Студентам Б. Бернанке известен как автор популярных учебников по экономической теории и макроэкономике.

Два других новоиспеченных лауреата не настолько широко известны за пределами научных кругов, как господин Бернанке. Дуглас Даймонд — профессор Чикагского университета, занимающийся проблемами ликвидности неустойчивости банковской системы и страхования. Из наиболее высоких достижений можно назвать модель Дугласа-Дибвига, показывающую механизм банковской паники и финансового кризиса. Ее соавтор, Филипп Дибвиг, бывший профессор Йельского и Принстонского университетов, занимает пост в бизнес-школе Вашингтонского университета в Сент Луисе.

За какие заслуги присудили Нобелевскую премию по экономике в 2022 г. Тематика исследований, отмеченных нобелевским комитетом, перекликается с тревожными тенденциями, наблюдаемыми в мировой экономике и финансах. Многие обратили внимание, к примеру, на новости о том, что один из символов банковской надежности — швейцарский банк Credit Swiss — испытывает серьезные проблемы, двигаясь к опасной черте неплатежеспособности.

Бернанке, Даймонд и Дидвиг изучали научную проблему банковской паники, которая может спровоцировать «эффект домино», ведущий к коллапсу финансовой системы. В двух словах проблему банковской паники можно описать так: современные денежная и финансовая системы держатся на доверии клиентов (банк может выполнить свои обязательства в любой момент). В нормальных обстоятельствах это действительно так: профессиональные менеджеры финансовых организаций способны обеспечить надежность и платежеспособность системы, за что получают астрономические доходы. Однако в кризисные периоды происходит банкротство отдельных клиентов или эмитентов, например, из-за всплеска цен на углеводороды, если они служат основным сырьем.

Банкротство в проблемных секторах серьезно подрывает поток поступлений в банк или снижает стоимость активов. Негативная информация о возможных проблемах распространяется как пожар по степи среди вкладчиков и клиентов банка. Начинается bank run — банковская паника: клиенты бегут с тонущего корабля, стремятся вывести средства со счетов. Если срочно не предпринять экстренных антикризисных мер, финансовая компания может допустить технический дефолт, отказавшись от оплаты части обязательств. Неплатеж одного банка может в кратчайшие сроки подорвать устойчивость других — банков, контрагентов или партнеров. Возникает своеобразная цепная реакция, угрожающая финансовой системе в целом. Описанная логика сработала в начале Великой Депрессии в США, которая началась с краха Уолл-Стрит. Мы могли видеть цепной коллапс в последний крупный кризис в США в 2008-2009 гг., когда обанкротились банк Lehman Brothers и страховая компания AIG.  

Но банковской панике можно и нужно противодействовать, утверждают Бернанке, Даймонд и Дибвиг, если организовать адекватную систему страхования вкладов на государственном уровне и своевременно насытить проблемные балансы ликвидностью, за что должны нести ответственность Центральные банки. Вообще указанные идеи, отмеченные премией в 2022 г., были опубликованы еще в 1980-х, а появились гораздо раньше. Крахи финансовых структур, вызванные нехваткой активов, известны как минимум с эпохи Возрождения. Бернанке, Даймонд и Дибвиг обосновали рецепт для укрепляющего средства финансовой системы. Посмотрим, насколько будут применимы идеи ученых в новых обстоятельствах мирового экономико-политического кризиса.

Отметим любопытную идеологическую деталь. Всех новоиспеченных лауреатов можно отнести с некоторой долей условности к финансовому крылу либерализма в экономической науке. Фундаментальная предпосылка неолиберальных взглядов — неприятие и резкая критика государственного участия в свободных экономических процессах, регулируемых рыночным механизмом. И при этом тройка лауреатов получает премию в том числе за обоснование роли государственного регулятора в недопущении и компенсации финансовых кризисов, разгоняемых банковской системой.