Меню

Дефицит помог «китайцам», «корейцам» и УАЗам прирасти в продажах на российском рынке

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали изменения продаж 130 моделей вседорожников, представленных в России в 2022 г., и нашли 20 «растущих» экземпляров.

Кроссоверы давно стали занимать на российском рынке новых автомобилей более половины продаж, однако более чем из 130 кроссоверов, которые так или иначе еще были представлены на нашем рынке за минувшие девять месяцев, только двадцать отличились положительной динамикой в третьем квартале относительно первого, отметили аналитики. Специалисты «Открытие Авто» сравнили динамику их продаж в третьем квартале, когда авторитейл уже практически полностью изменился, и в первом, когда важную роль сыграл задел продаж января-февраля.

По их данным, в прошлом году в России был хорошо заметен рост продаж, например, Hyundai Creta, Renault Duster, в список входило немало «японцев» и премиальных немецких паркетников, а сегодня в автосалонах — совсем другие фавориты. В лидерах по итогам третьего квартала оказались в том числе те вседорожники, на которые прежде мало обращали внимание в нашей стране. Но то, что именно эти автомобили можно было найти в салонах в наличии, сделал их наиболее заметными.

Так, лидером по динамике роста продаж в третьем квартале относительно первого оказался Exeed LX. Его популярность за полгода выросла почти в семь раз, посчитали аналитики. По их мнению, разгадка кроется в том, что продажи этой машины в марте только начались. Почти те же результаты и по тем же причинам показал FAW Bestune T77, только многие дилеры стали получать эту давно обещанную новинку марки лишь в январе-феврале.

А вот оказавшиеся на верхних строчках рейтинга три другие машины стали неожиданным для аналитиков явлением. Например, оба пикапа Great Wall уверенно продавались в России еще в прошлом году, с конца февраля, вместе с резким обесцениваем рубля поставки этих «грузовичков» практически прекратились. А на заводе под Тулой их выпуск не был налажен. Но ближе к осени «китайцы» наверстали упущенное.

Hyundai Palisad продемонстрировал более чем двукратный прирост, несмотря на ценник от 5,3 млн руб. Отправки дилерам состоялись благодаря заводу Автотор, который успел перед закрытием в сентябре собрать сотни этих автомобилей, подчеркнули эксперты. То же самое касается Hyundai Santa Fe и Tucson: если бы не калининградская сборка, эти кроссоверы маловероятно достигли бы нашего рынка, считают специалисты «Открытие Авто».

Долю рынка, которую дистрибьюторы Кореи, Европы или Японии завоевывали годами, они в отсутствие конкурентов получают практически бесплатно. Поэтому вошедшие в десятку по динамке роста Chery Tiggo 7Pro, Geely Coolray и два Exeed, TXL и VX оказались в нужное время в нужном месте вместе с другими «китайцами», вошедшими в рейтинг.

Дефицит помогает и исконно российским вседорожникам: в абсолютных цифрах лидером марки весь этот год остается UAZ Patriot. Но эти машины дилеры получали гораздо в меньших объемах, чем просили у дистрибьютора, отметили аналитики. А вот простаивающие прежде на стоянках пикапы и «Хантеры» вдруг оказались более востребованы — их реализация выросла за полгода на 30-40%.

Прогнозировать, чем в нынешних геополитических условиях закончится для рынка хотя бы четвертый квартал, занятие особенно неблагодарное. Впрочем, даже если не случится очередных потрясений, понятно, что большую часть списка сколько-нибудь растущих в объемах продаж вседорожников к концу года по-прежнему составят «китайцы». УАЗ, который едва ли порадует новиками, а также Hyundai, сборка которых на Автоторе прекращена, свои места в числе лучших могут и потерять, — заключили эксперты.