По оценкам аналитиков Россельхозбанка, объем российского рынка упаковки может увеличиться на 30% и достигнуть 1,7 трлн руб. к концу 2025 г. Экоупаковка может составить до 50% от этого объема.
Как рассказали в Центре макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка, сейчас рынок пищевой упаковки оценивается в 1,3 трлн руб., 80-85% из них приходится на отечественные предприятия.
В РФ упаковка производится из древесины — картон и бумага составляют 36% от сегмента пищевой упаковки, из полимеров (38%), жестяной и алюминиевой продукции (10%), стекла (12%) и др.
Как рассказала руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова, уход из РФ крупных западных компаний, производящих упаковку, вызвал обсуждения среди экспертов отрасли. Были высказаны предположения о возможном дефиците упакованной молочной продукции.
Напомним, в апреле 2022 г. новосибирская компания «Нео-Пак» заявила о вынужденном пересмотре текущих цен в сторону увеличения на 10-30%. О подорожании продукции заявил в соцсетях гендиректор компании Александр Ладан. По его словам, пятый пакет санкций Евросоюза «критически усложнил» логистику между РФ и странами ЕС, запретив ввоз в страну «десятков наименований» малотоннажной химии, необходимой для производства упаковки.
Напомним, в апреле 2022 г. новосибирская компания «Нео-Пак» заявила о вынужденном пересмотре текущих цен в сторону увеличения на 10-30%. О подорожании продукции заявил в соцсетях гендиректор компании Александр Ладан. По его словам, пятый пакет санкций Евросоюза «критически усложнил» логистику между РФ и странами ЕС, запретив ввоз в страну «десятков наименований» малотоннажной химии, необходимой для производства упаковки.
Действительно, сейчас в России отмечается повышенный спрос на упаковку для молочной продукции, однако отечественные производители имеют достаточные запасы сырья и материалов для его удовлетворения. В основном посыл о возможном возникновении дефицита исходит от предприятий сетевого ритейла. По нашей информации, полученной от крупного сетевого ритейлера, у торговой компании существуют рекомендации для поставщиков, по которой упаковка делится на наиболее предпочтительную (для напитков это бутылки и банки, которые лучше поддаются переработке), менее предпочтительную (многослойная картонная упаковка, тетра-пак) и наименее предпочтительную (бэг-ин-бокс, флоупак, пауч, кувшин). Таким образом основная задача отрасли сегодня заключается в поиске согласия между производителями и ритейлом о приеме продукции в удобной для обеих сторон упаковке, — прокомментировала Худякова.
По прогнозам аналитиков, российский рынок упаковки — один из самых быстрорастущих сегментов экономики РФ. С 2023 по 2025 гг. он будет иметь устойчивую тенденцию к росту. Ключевыми факторами станут в первую очередь активизация импортозамещения, а также рост производства упаковки для пищевых продуктов — на 8-10% в год.
В 2022 г. ускорился тренд на производство и экоупаковки. По прогнозам экспертов Россельхозбанка, к концу 2025 г. доля экоупаковки достигнет более 50% от всего объема выпускаемой упаковки и составит более 800 млрд руб. к концу 2025 г.
Экоупаковка — относительно новый сегмент рынка, мировой рынок экологической упаковки оценивается в $300 млрд. В России рынок экоупаковки будет формироваться в рамках реализации механизма расширенной ответственности производителей, согласно которому с 2025 г. будет введен стопроцентный норматив утилизации выпускаемой упаковки.
Как уверены эксперты, перенос ответственности по утилизации на производителей упаковки станет стимулом для изменения компонентного состава при ее производстве. Процесс потребует от производителя новых современных решений. Для перепрофилирования и модернизации мощностей отрасли потребуется более 30 млрд руб. в год.
Читайте также: Перекроют проезд на площади Калинина из-за стелы