В 2020 г. грузы из КНР в Новосибирск морем и железной дорогой шли 25-30 дней, а в 2022 г. — 60-90. Об этом рассказал учредитель и управляющий компаний «Трансиб» и «Трансиб Групп» Андрей Пуненко.
Причин Андрей Пуненко в своем интервью порталу infopro54.ru назвал сразу несколько. Во-первых, это переориентация товарооборота РФ с США и ЕС на КНР. По словам Пуненко, Китай «внимательно смотрит на ключевых партнеров», т.е. Америку: если она против, то поставки товара для РФ закрываются.
Это объяснимо, так как Россия занимает всего 3% во внешнеторговом обороте Китая. Мы для них не являемся стратегическим партнером. Только в части получения от нас газа, нефти, стали, то есть сырьевых ресурсов. В остальном они будут с нами дружить, отгружать товар, но с оглядкой на американских товарищей, — уверен эксперт.
Кроме того, по словам Андрея Пуненко, только за 10 месяцев текущего года товарооборот между КНР и РФ составил $156 млрд, что уже на 33-35% больше, чем за весь прошлый год. Пуненко считает, рост продолжится, так как страны договорились увеличить товарооборот до $200 млрд.
При этом с рынка ушли крупнейшие американские и европейские перевозчики. На их место быстро пришли китайские, которые также получили возможность влиять на цены.
По словам специалиста, именно такой сильный скачок товарооборота показал, что инфраструктура на Восточном полигоне оказалась не готова к его приему и обработке. Не успевает и таможня при росте нагрузки по обработке таможенных деклараций (+40%).
Также, как считает эксперт, на скорость доставки повлияла и частичная мобилизация — из портов и доков начали забирать рабочих (нехватка докеров — 10-15%).
Военные действия на Украине привели к тому, что все фитинговые платформы заняты для нужд спецоперации: ж/д-платформы везут российскую военную технику в зону СВО/Украина, а обратно на ремонт — подбитую нашу и украинскую технику. Много платформ стоят под контейнерами на ж/д-станциях Москвы и ждут выгрузки. Из-за большого объема грузов не успевают их быстро выгружать и возвращать порожние платформы обратно на Дальний Восток. Возможности для вывоза растаможенных контейнеров в Новосибирск, Москву и т.д. резко сократились. В результате сегодня Владивосток и Находка перезатарены контейнерами. Десятки судов стоят на рейде и не разгружаются, так как в портах уже негде складировать контейнеры и не на чем их вывозить в центральную часть России, — рассказал эксперт порталу.
По информации Пуненко, руководство портов и правительство края договорились, что контейнеры будут вывозить полувагонами, на которых на Дальний Восток доставляется уголь. За счет этого власти надеются снять напряженку с вывозом контейнеров. Также сейчас идет набор рабочих и докеров в порты, на склады, таможенная служба тоже увеличивает штат.
Обещают, что градус напряженности спадет к концу февраля 2023 г., когда пройдут новогодние праздники в России и Китае. В это время отгрузки в КНР сходят на нет, и у портовиков появится время для передышки, что даст разгрузить Владивосток и Находку, — подытожил эксперт.