Меню

Заброшенные земли могут стать драйверами развития регионов, считают аграрии

«Развитие фермерства поможет в решении демографической ситуации в регионах и замедлит отток населения из сельской местности, будет способствовать популяризации сельского образа жизни среди молодежи».

В нечерноземных регионах много заброшенных и пустующих земель, которые агрохолдинги не берутся осваивать из-за их залесенности, мелкоконтурности и раздробленности. Небольшие фермеры не всегда могут воспользоваться этой землей из-за регионального законодательства, запрещающего строить жилые дома на с/х участках. Решение проблемы интересно в первую очередь региональным властям, так как частное фермерство может способствовать росту региональной экономики и развитию сельской местности, считает генеральный директор компании «Большая Земля», основатель проекта «Мой гектар» Денис Бучельников.

Однако регионы не всегда понимают это и далеко не всегда идут навстречу агропредпринимателям, отмечает он. Почему необходимо обратить внимание на эту проблему, чтобы вовлечь заброшенные с/х земли в хозяйственный оборот? Мнение Дениса Бучельникова.

— В освоении заброшенных с/х земель заинтересованы крестьянские (фермерские) хозяйства и другие малые предприниматели. До июля 2021 г. этот процесс перестал развиваться из-за отсутствия права у фермеров строить жилые дома на своих участках. В итоге складывалась абсурдная ситуация — предприниматель не мог жить на земле, которую обрабатывал.

В июле 2021 г. принят Федеральный закон №299-ФЗ, который предоставил фермерам и людям, желающим заниматься фермерством, возможность строить жилые дома на своих участках (в том числе на землях сельскохозяйственного назначения). Это позволило, во-первых, в ряде регионов увеличить площадь вводимых в с/х оборот ранее неиспользуемых сельхозземель. Во-вторых, закон снизил негативные тенденции оттока населения из сел и деревень в крупные города и способствовал увеличению количества крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств в России, а также развитию сельских территорий, популяризации этого вида деятельности и образа жизни для людей.

Решению проблемы коллективного развития больших территорий без нагрузки на административный бюджет способствуют частные инициативы. Одна из них — проект «Мой гектар», который активно вовлекает в оборот сельхозземли, привлекает новых собственников на сельские территории, обеспечивает фермеров, садоводов и агропредпринимателей землями, которые могут стать опорой для многих семей, что особо актуально в непростое для страны время.

За 6 лет работы проекта было вовлечено в производственный оборот более 6500 гектаров сельскохозяйственных земель, построено свыше 1700 км грунтовых дорог, создана цифровая платформа объединения собственников, зарегистрировано 75 сельскохозяйственных кооперативов, обустроены социальные объекты для новых жителей поселений. Более 1800 индивидуальных предпринимателей в проекте стали фермерами, добавив в ОКВЭД сельскохозяйственные виды деятельности с целью получения возможности в рамках 299-ФЗ начать обустройство и развитие своих участков в Тверской области.  

За время работы участники проекта собрали и объединили под своим началом садоводов, фермеров, сельскохозяйственных кооперативов и СНТ, общественных организаций и объединений, предпринимательских сообществ и др. Все они видят будущее России и благополучие народа в тесной связке с развитием сельских территорий — личных подсобных хозяйств, малого фермерства, родовых поместий, садов и дач, агротуризма и сельского предпринимательства.
 
Участники проекта ведут активную законотворческую и общественную деятельность, создают и инициируют правительственные комиссии и советы, предпринимательские сообщества, проводят общественные съезды, выставки и конкурсы, направленные на популяризацию и вовлечение новых участников и государственных деятелей в улучшение жизни на земле.  

Остаются неразрешенные проблемы, требующие помощи государства и региональных властей. Любое освоение с/х земель невозможно без создания производственной базы по хранению техники и другого инвентаря, необходимого для обработки полей, а также без строительства жилья для работников даже самых небольших ферм. Крупные агрохолдинги решают эту проблему, размещая свои производства в населенных пунктах, что позволяет им обрабатывать все окрестные поля. Но этот инструмент не подходит для малых сельхозпроизводств, которые вовлекают в с/х оборот закустаренные и мелкоконтурные земли, расположенные вдали от существующих населенных пунктов, либо рядом с небольшими населенными пунктами, в которых отсутствуют свободные территории, необходимые для размещения таких производственных баз. Чтобы обрабатывать такие земли, необходимы сельскохозяйственные постройки для с/х производства, а также жилье для работников.  

Эта проблема отчасти решается Федеральным законом №299-ФЗ и постановлением правительства №1509 от 21.09.2020, которое разрешает на залесенных сельскохозяйственных землях размещать здания, необходимые для с/х производства. Однако некоторые субъекты, в рамках существующего законодательства, ограничивают на региональном уровне действие 299-ФЗ. И если в Московской области в качестве альтернативы разработана градостроительная документация, на основании которой собственники земель могут размещать необходимые им для с\х производства здания на сельскохозяйственных землях, то, например, в Тверской области действие 299-ФЗ просто отменено, без альтернатив.  

Субъекты малого предпринимательства могут стать для нечерноземных регионов хорошим драйвером в освоении и вводе в сельскохозяйственный оборот залесенных, мелкоконтурных и раздробленных земель, создании новых рабочих мест. Развитие фермерства поможет в решении демографической ситуации в регионах и замедлит отток населения из сельской местности, а также будет способствовать популяризации сельского образа жизни и стимулированию молодежи. Сельское хозяйство может стать основой продуктовой безопасности для многих семей, чей уровень достатка уже изменился или может измениться в ближайшее время в свете сложной экономической ситуации в стране. Однако для этого необходимо принятие соответствующих законодательных инициатив на региональном уровне.