Меню

Растущий объем импорта парализует работу сухопутных погранпереходов, сообщили логисты

В декабре заторы на автомобильных пунктах пропуска между Россией и Китаем увеличились. Перевозчики проводят на погранпереходах до месяца, рассказал генеральный директор Asia Import Group Артем Лылык.

Минтранс РФ запланировал завершить модернизацию десяти автомобильных и железнодорожных погранпереходов к 2026 г. Но сейчас растущий объем импорта парализует работу сухопутных погранпереходов, отметили руководители транспортно-логистических компаний. Чтобы избежать заторов, пропускная способность должна вырасти в 9 раз, поэтому реконструкцию необходимо ускорить на год, убеждены импортеры и логисты.

Продолжает действовать механизм перецепки. По словам директора департамента автомобильного транспорта STS Logistics Вадима Измайлова, российские перевозчики ожидают въезда в Китай для перегрузки до 10 дней, выезда после погрузки — до 7 дней. Директор по логистике сети магазинов «Снежная королева» Алексей Ермаков сообщил, что сроки доставки по ж/д в декабре увеличились на 5-7 дней.

Один день простоя автотранспорта обходится грузовладельцам в 5-7 тыс. руб, ж/д вагона — 1-2 тыс. руб. в сутки, добавил его коллега директор по развитию TransAsia Logistics Аркадий Иванов

В декабре грузопоток из Китая в Россию традиционно увеличивается на 30%, в этом году объем перевозок в полтора раза больше, так как многие ритейлеры и дистрибьюторы перестроились на альтернативных поставщиков из КНР — такие данные привела директор ПЭК: GLOBAL Оксана Феоктистова.

Импортеры стараются отгрузить партии в декабре, ведь в 2023 г. Китайский Новый год наступит уже 21 января. А это значит, что большинство предприятий приостановят работу на три недели, отмечают логисты.

Заторы возникают, так как на большинстве автомобильных погранпереходов китайская сторона до сих пор пропускает не более 50 ТС в сутки. Из-за повышения уровня заболеваемости COVID-19 уже два месяца в различных провинциях Китая вводится карантин, — рассказала Феоктистова.

По словам генерального директора MedMap Юлии Манн, если город закрыт, перевозчики не могут забрать груз от поставщика. Например, в ноябре у компании срок поставки медицинского оборудования из Китая увеличился с запланированных 25 до 45 дней из-за карантина в Шэньчжэне и Шанхае. Но только отмена эпидемиологических ограничений не поможет избавиться от заторов, считает эксперт.

Минтранс РФ планирует ввести в эксплуатацию три новых погранперехода на границе с Китаем до конца 2024 г. В их числе — Кани-Курган, Пограничный и Краскино, говорится в официальном письме ведомства. Пропускная способность этих МАПП составит 1718 грузовиков в сутки.

Реконструкция большинства погранпереходов запланирована на 2024-2026 г. Исключение — пункт пропуска Марково, который будет модернизирован к 4 кварталу 2023 г., пропускная способность составит 130 грузовых ТС в сутки. В конце 2024 г. будут реконструированы Турий Рог, Староцурухайтуйский, мощности которых рассчитаны на 725 грузовых ТС в сутки. 

Модернизация МАПП Забайкальск завершится в 4 квартале 2025 г., пропускная способность составит 1600 грузовых ТС в сутки. Железнодорожный пропуск Пограничный планируют модернизировать к 4 кварталу 2025 г., пропускная способность увеличится до 17 грузовых поездов в сутки. Последним, к 4 кварталу 2026 г., будет сдан в эксплуатацию реконструированный МАПП Полтавка, мощности которого достигнут 980 грузовых ТС в сутки.

В итоге к 2026 г. пропускная способность автомобильных погранпереходов вырастет на 4,4 тыс. ед. грузовых ТС в сутки (1,62 млн ед. в год) и 44 ед. грузовых ж/д составов в сутки (15,95 тыс ед. в год) соответственно. Логистические компании отмечают, что реконструкцию необходимо ускорить, так как уже сейчас 90% грузовых ТС проходят через автомобильных погранпереходы с задержкой.

На границе между Россией и Китаем действует девять погранпереходов. Если предположить, что перевозчики проводят в очереди на каждом по 10 дней, а пропускная способность составляет 50 ТС в сутки, то получим, что в настоящий момент 4,5 тыс. грузовиков пересекают границу с задержкой. Соответственно, чтобы избежать заторов, пропускная способность должна вырасти в 9 раз и составить 450 грузовых ТС в сутки на один погранпереход, — подчеркнул Вадим Измайлов.

Что касается ж/д направления, вопрос не только в мощностях пунктов пропуска, но и в модернизации инфраструктуры принимающих станций. По состоянию на декабрь, большинство площадок Московского ж/д узла перегружены на прием контейнеров, например, срок ожидания разгрузки на Ворсино и Белый Раст составляет до 15 дней, рассказал Артем Лылык.

За 11 месяцев этого года товарооборот России и Китая увеличился на 32% и составил $172,4 млрд, по данным Главного таможенного управления КНР. Грузопоток увеличился по сотням товарных категорий.

Например, объем поставок одежды и обуви из Китая у ритейлера Melon Fashion Group вырос на 15% год к году, рассказала руководитель управления международной логистики Melon Fashion Group Юлия Вечерская. MedMap нарастил поставки медицинского оборудования из КНР на 7% год к году. Объем грузоперевозок из Китая у Asia Import Group за год вырос на 40%, у TransAsia Logistics — на 15%. Количество заявок на доставку из Китая в ПЭК увеличилось на 46% год к году.

Если в 2023 году мощности погранпереходов на российско-китайской границе останутся на прежнем уровне, это чревато увеличением количества заторов, следовательно — дополнительными издержками для компаний и конечных потребителей, — подвела итог директор ПЭК: GLOBAL Оксана Феоктистова.