Меню

Вячеслав Бердышев: «Конечная цель — выявить боль клиента и «закрыть» ее».

Иллюстрация: Предоставлено Вячеславом Бердышевым

«Люди уже не готовы платить просто за праздник. Они хотят каких-то больших смыслов, интересных идей, индивидуализации — создания мира, который «про них».

Вячеслав Бердышев — предприниматель и event-режиссер. По его словам, он разрабатывает для различных событий программу развития действий и наполняет ее смыслом, придумывает постановочные номера, создает сценарии и концепции — индивидуальные под каждого заказчика. Он рассказал ДК Новосибирск, для чего нужен event-режиссер, что такое режиссерское видение и как оно пригождается в бизнесе.

— Я работаю по всей РФ — от края до края. За прошлый год объездил почти всю страну, очень много было работы в регионах. Из крупных событий, которые я проводил, — большие госконцерты, например, День России и День города в Новосибирске. На Камчатке только отработали большой проект — «Берингия-2023». Его центральное действо — гонки на собачьих упряжках. А вообще были проекты до 30 тыс. человек.

Как попали в такую интересную сферу?

— А это мечта детства. Даже не мечта, а скорее, реализация того, что началось еще в детском саду. Уже там я ставил вместе с воспитателями утренники: я им советовал, как лучше делать (смеется). В школе практически все концерты и праздники были на моих плечах. Хоть я всегда хотел стать медиком, пошел учиться в художественный институт. Но считаю, что мечта стать врачом тоже осуществилась: потому что режиссер, как говорил Константин Станиславский, лечит души людей — через смыслы, актерскую игру и постановку. В институте я тут же сколотил себе команду — режиссерско-постановочную группу. Тогда я наконец понял, что это моя сфера, и пошел учиться в алтайский институт культуры на режиссуру эстрады.

Что самое сложное для вас в вашей работе?

— В основном это человеческий фактор. Но в то же время, когда ты увлечен своим делом, то все сложности превращаются в задачи. Бывали, конечно, такие моменты, когда, например, падала декорация за пять минут до начала мероприятия. Но это — легко решаемая задача.

Вот без работы во время пандемии было сложно сидеть, так как творческий человек без процесса творения «засыхает». И то мы нашли выход — создавали творческие коллаборации.

Какие проекты появились во время пандемии?

— Самое главное мое достижение — это мой авторский курс «Режиссер своего дела». Я общался со многими специалистами из нашей сферы, с клиентами, с простыми людьми — выяснял, что у них происходит, какие есть проблемы. В процессе я понял, что режиссура настолько многогранна, ее можно применять во всех сферах деятельности. Вся наша жизнь — одна сплошная драматургическая линия. Есть пролог, завязка, конфликтная линия, развитие действия, кульминация, финал. Какой сферы ни коснись, везде по сути есть и требуется режиссура. Вот на основе этого знания я и создал свой курс. Состоялось уже три потока. Участники учились правильно разрабатывать, например, маркетинговую стратегию на основе режиссерского видения.

Это очень воодушевляет, что я могу не только создавать проекты, но и таким образом делиться с людьми своими знаниями. А они на этой базе могут создать что-то большее.

Представителям бизнеса пригодятся такие знания?

— Да, конечно. На нашем курсе были представители сферы косметологии. Мы им помогли: научили, как маркетинговую стратегию для их бизнеса разработать на основе режиссерского видения.

Однажды мы проводили юбилей бизнесмену из строительной сферы. После праздника он позвал меня работать в его компанию директором по маркетингу и творческим мероприятиям, чтобы я мог объяснять ему, как продвигать бизнес. А так как я никогда ни на кого не работал, то предложил ему особые условия для сотворчества. Как раз сейчас наш совместный проект набирает обороты.

Может ли человек прийти и с нуля обучиться всем премудростям такой режиссуры?

— Да, может. Здесь определенные ценности передаются на основе режиссерского видения. Поэтому важна не столько профессиональная сфера деятельности, сколько понимание структуры этого видения и ее правильного применения.

На фоне сегодняшних событий многие компании отменили корпоративы и праздники. И вообще, кажется, что при таких обстоятельствах празднования не будут востребованы...

— Конечно, все изменилось. Поток клиентов уменьшился — всем сейчас сложно: людям страшно, они переживают. Но что касается моих событий — они остались. Я просто приходил к людям и убеждал их не отказываться от проведения. Ведь речь идет не о том, чтобы устраивать танцы на костях: мы реформатируем события, делаем их более сдержанными, закладываем в них другие смыслы. Можно заложить в праздник патриотический аспект, а можно сделать так, что он будет способствовать избавлению от стресса и улучшению настроения. Ведь и в годы Великой Отечественной Войны тоже были концерты. Это делалось для того, чтобы люди воспряли духом. Юбилеи, корпоративы, свадьбы — все это поможет нам пережить плохие времена. 

Что заряжает и вдохновляет в процессе работы?

— Вдохновляют всегда истории заказчиков. Ведь мы создаем события, основываясь именно на них: трансформируем в художественный формат, превращая практически в искусство. На самом деле это уникальная возможность — быть режиссером, работать с людьми, которые тебе доверяют. Это тоже очень вдохновляет.

Есть ли в вашей сфере конкуренция?

— Я считаю, что слово «конкуренция» нельзя использовать в обиходе. Для меня этого слова не существует. Вот есть я — мой творческий продукт и мой мозг — и у меня нет и не может быть конкуренции, потому что второго такого же Бердышева не существует. Есть другие режиссеры, но у них совершенно иное видение и другие проекты. Я очень рад за тех, кто их выбирает. У меня много коллег, мы дружим, обмениваемся опытом, делимся «фишками». Я готов делиться! Работы и благодарных клиентов хватит на всех. Но как я могу сделать вдохновляющее событие, если буду думать, что кто-то там украл мою идею? Чем больше света излучаю я, тем больше света получает тот, кто со мной работает. За это меня и ценят, за это, собственно, я и получаю деньги.

А вот, кстати, насколько удовлетворяет вас ваша прибыль? Всегда ведь есть моральное удовлетворение и его материальный (денежный) эквивалент...

— Более чем! (смеется) Тут самое главное — осознать свою ценность. Когда-то я поставил себе достаточно большой гонорар и решил, что за меньшую сумму я работать не буду. Полгода просидел без работы. Но в конце концов нашелся клиент, которого устроила цена. Это очень прибыльное дело: ведь я продаю не товар, а свои идеи. И таких больших затрат у меня нет, как, например, у швеи или кондитера. Но мне постоянно нужно ездить на конференции, читать профлитературу, смотреть видео, учиться. Я вкладываю в себя — это моя единственная инвестиция.

Получается, что не будет никогда сети филиалов или франшизы «Бердышев и Ко», а ваша компания держится исключительно на вашей личности?

— Да. У меня был опыт, когда я хотел воспитать себе помощников, которые будут ездить на небольшие события, а я буду брать только крупные. Но это не сработало, потому что те, кто меня знают, покупают именно мой подход, мое отношение к событию. Им важно, чтобы на площадке был именно я. Получается, что если я, например, заболею, то все встанет.

Как же тогда подстраховаться?

— Вот именно поэтому становится важным мой курс. Тут есть возможность масштабироваться, создавать онлайн-продукты, которые смогут работать без моего участия. И можно будет спокойно их продавать, независимо от того, что со мной и чем я занимаюсь.

Востребованность...

— Почему режиссура событий сейчас востребована? Мир очень меняется, и как мы видим по рекламе, по тому, как позиционируют разные продукты — люди уже не готовы платить просто за праздник. Они хотят каких-то больших смыслов, интересных идей, индивидуализации, желают увидеть мир, который «про них». Режиссер как раз и создает эти большие смыслы. Я пишу сценарий, основываясь на ценностях клиента, прорабатываю его боли. Если клиент корпоративный, то обязательно смотрю, какую задачу можно решить с помощью события, чтобы оно не перерастало в банальную пьянку, а было наполнено смыслом.

В бизнесе тоже всегда есть какая-то проблема, которую нужно решить: сотрудники не общаются друг с другом, отделы плохо сотрудничают и т.д. С помощью корпоративного события можно изменить ситуацию. У меня есть интересные кейсы, когда с помощью нашего события полностью трансформировалась жизнь человека: он менял сферу деятельности, уходил с работы и др.

Главная ценность моей работы в том, чтобы закладывать смыслы и решать задачи, которые ставит клиент. И вообще как профессионал я должен сам найти эти задачи. Как говорил Станиславский, режиссер тогда хорош, когда хоть один человек, покинувший театр, пошел делать этот мир лучше.

То есть ваши события — это своего рода спектакли для души? А конечная цель — осчастливить?

— Даже не столько осчастливить, сколько выявить боль клиента и «закрыть» ее.

А если про большую команду говорить — насколько сложно ее срежиссировать, чтобы работала как единое целое, чтобы не было сбоев и накладок? Вы тиран на работе?

— Нет, я не тиран. Я работаю с большой командой — это сценаристы, сценографы, артисты, технические подрядчики. Это большой живой организм. Чтобы царила атмосфера творчества и дружелюбия, я даю своей команде возможность самореализоваться. Именно тогда мы приходим к высоким результатам. В последнее время я провожу события в разных городах, и порой команда формируется уже на месте. В этом случае позиция соавторства тоже очень помогает избежать конфликтов и расположить к себе команду.

 Какие планы — что дальше?

— Я нацелен на столицу, потому что в Новосибирске я своего потолка уже достиг. Хочется дальше развиваться, а в Москве возможностей очень много. Хочу масштабировать авторский проект, потому что я вижу, что он приносит пользу. Сейчас большая команда работает над его разработкой.