События 2022 г. запустили тектонические сдвиги в экономике России, и в 2023 г. глобальные изменения продолжатся как в ИТ-отрасли в целом, так и в облачном сегменте, считает эксперт рынка.
Директор по развитию бизнеса Stack Group и M1Cloud Владимир Лебедев
— Многие иностранные вендоры ИТ-оборудования и программного обеспечения покинули Россию, ограничили поставки и поддержку лицензий, включая системы хранения данных, серверы, системы защиты информации, поэтому в 2023 г. бизнес продолжит перестраивать ИТ-ландшафт, оптимизируя вычислительные мощности, системы хранения данных, дублирующие программные продукты, тем самым снижая операционные расходы и концентрируясь на критически значимых решениях, обеспечивающих непрерывность работы компании. Причем оптимизация ИТ-инфраструктуры будет растянута на весь год, потому что многие программы и сервисы предоплачены и продолжают функционировать.
Масштабная трансформация ИТ-ландшафта потребует от бизнеса глубокой экспертизы в области миграции информационных систем, интеграции решений, знание аналогов используемого оборудования и другие аспекты, поэтому на облачном рынке выиграют те сервис-провайдеры, которые смогут предложить бизнесу комплексный подход к построению ИТ-инфраструктуры, в том числе предложить персональный подход к решению ИТ-задач заказчика, начиная от архитектуры и заканчивая резервированием и защитой данных.
В прошлом году бизнес столкнулся с реальной угрозой потери данных и остановки работы компании из-за ограничений в покупке оборудования, продлении лицензий, технической поддержки, а также из-за возможности отключения сервисов. 2022 год показал тотальную зависимость российского бизнеса от иностранных технологий из-за отсутствия диверсификации используемых решений, поэтому, учитывая, что процесс ухода вендоров и введения санкций не закончен, 2023 г. пройдет под знаком управления ИТ-рисками, где каждая организация или предприятие будет искать собственное решение по возможности использования оборудования и ПО, ушедших вендоров и софтверных компаний, и поиском альтернатив среди российских производителей и разработчиков, одновременно решая проблему совместимости продуктов. Но ключевым станет увеличение доли облаков в инфраструктуре бизнеса, причем именно российских сервис-провайдеров, учитывая, что сервисы глобальных гиперскейлеров, стали недоступны для пользователей из России.
Тренд по управлению рисками будет способствовать росту рынка российских инфраструктурных решений и программных продуктов, а также очередной мощной волне спроса на облака, в том числе будут широко востребованы возможности резервирования. Возможно, уже в этом году появятся регуляторные требования по доли российских технологий в ИТ-инфраструктуре компаний, а также касающихся КИИ и ИБ-решений.
Облачный рынок показывает устойчивость к различным кризисам, которые открывают новые возможности для развития сервисов. Основным драйвером роста российских облаков в 2023 г., как и в 2022-м, станет локализация ИТ в широком понимании. В предыдущие несколько лет бизнес уже убедился в надежности российских провайдеров облаков, уровень доверия к сервис-провайдерам вырос. Отечественные провайдеры быстрее бизнеса смогли адаптироваться к новым вызовам и предлагают зрелые продукты и разные варианты платформ, в том числе на базе отрытого ПО, российских вендоров и вендоров «дружественных» стран. Соответственно, будет доминировать мультиоблачная модель потребления.
По прогнозам Stack Group, к концу года доля облаков в ИТ-инфраструктуре российского бизнеса будет варьироваться от 30 до 100%, при этом инфраструктурные сервисы (IaaS) традиционно будут расти быстрее, чем PaaS и SaaS, так как IaaS обеспечивает базовые потребности бизнеса, в том числе и для потребления PaaS и SaaS. Именно в этом году, при выборе облачного партнера экспертиза провайдера будет играть одну из ключевых ролей, особенно если он сможет предложить техническую поддержку и обеспечить непрерывность работы бизнеса в ходе миграции и интеграции систем. Облака закроют сразу несколько потребностей заказчиков: позволят автоматизировать работу, снизить операционные расходы и обеспечить безопасность данных.
По данным Stack Group, рост рынка в денежном выражении по итогам года может составить около 40%, при этом рост инфраструктуры сервис-провайдеров может достичь 60-70%, учитывая то, что провайдеры с прошлого года начали выстраивать «альтернативные» облака, созданные на базе продуктов отечественных вендоров и вендоров «дружественных» стран. При этом развитие частных облачных платформ на базе собственной инфраструктуры останется без изменений, потому что для бизнеса это будет обходиться неоправданно дорого из-за повышения стоимости технологий и дефицита квалифицированных высокооплачиваемых специалистов. Облака сервис-провайдеров будут более доступны, особенно для компаний, которые не готовы к расходам на закупку дублирующего оборудования и ПО после ухода глобальных вендоров с российского рынка. Такие компании в 2023 г. могут перейти полностью на облачную модель — cloud only, хотя по-прежнему эта модель будет в большей степени использоваться малым и средним бизнесом.
Такой спрос на облака может повлиять на интерес к облачному рынку со стороны новых игроков, которые имеют значительный инвестиционный ресурс. Среди таких игроков могут быть ИТ-емкие компании из смежных ИТ-сегментов, например, крупные ИБ-разработчики и новые представители из банковской отрасли.
В 2023 г. информационная безопасность будет одним из ключевых направлений развития ИТ. Соответственно, бизнес, выбирая облачного партнера, будет ориентироваться на облачные инфраструктуры с интегрированными решениями информационной безопасности, в том числе из-за увеличения требований со стороны регуляторных органов за размещением персональных данных и ответственности за их утечку.
При этом, у бизнеса зачастую нет собственных ИБ-специалистов. С другой стороны, сервис-провайдеры имеют больше возможностей инвестировать в информационную безопасность и аттестовать защищенные облачные сегменты, чтобы предоставлять высоконадежные сервисы бизнесу. Именно поэтому рост сегмента защищенных облаков по 152-ФЗ опережает рост рынка и может составить 40-50% по итогам года. Также данный тренд могут подстегнуть ужесточения законодательства в области ответственности за утечку данных.
Замещение и создание альтернативных технологий взамен тем, которые попали под санкции — это первоочередная задача по обеспечению не только цифрового суверенитета, но и по поддержке экономики, которая во многом цифровизирована.
Уже разработана и реализуется госпрограмма «Цифровая экономика», в рамках которой действуют несколько стратегически значимых для страны проектов, в том числе по информационной безопасности и по облачным технологиям. Также действует целый спектр мер поддержки ИТ-отрасли, которые были внедрены еще в прошлом году, в том числе упрощенный доступ к финансированию, налоговые преференции, создание центров компетенций, программы акселерации, а также ряд льгот для ИТ-специалистов. Помимо этого, сразу несколько государственных фондов реализуют программы финансирования отечественных ИТ-проектов: Фонд содействия инновациям, Российский фонд развития цифровых технологий и Фонд «Сколково». В этом году можно ожидать новых мер для поддержки ИТ-отрасли.
Но главным драйвером для развития российских технологий станет госзаказ, который в этом году должен побить все рекорды практически во всех сегментах ИТ-рынка, учитывая, что государственные системы должны будут первыми перестраиваться, минимизируя импортные технологии в ИТ-ландшафте, причем не только на федеральном уровне, но и на региональном, и даже муниципальном.
Облака занимают отдельное весомое место в приоритетных направлениях развития российских технологий, поэтому российские провайдеры, особенно с аттестованными защищенными облаками для размещения ГИС и ИСПДН, также смогут получить ощутимую часть госзаказа. Одновременно продолжается разработка типовых решений для федеральных органов власти на платформе «Гособлако», на которое приходится значительная часть рынка ГИС.
Отечественные вендоры и разработчики получили беспрецедентное конкурентное преимущество после ухода глобальных ИТ-компаний с российского рынка, помимо доступного финансирования, регуляторных преимуществ и различных льгот со стороны государства, они получили не только госспрос, но спрос со стороны бизнеса. И госзаказчики, и бизнес в 2023 г. продолжат тестирование разных отечественных решений, причем сразу по всем сегментам — и инфраструктурные, и платформенные, и программные. Однако нельзя сказать, что у отечественных ИТ-компаний совсем нет конкуренции — на российский рынок активно начали выходить азиатские поставщики оборудования и ПО, которые действуют достаточно агрессивно. Наиболее крупные китайские поставщики уже начали локализацию своих продуктовых линеек, обучение специалистов поддержки, что в ближайшем будущем может им дать некоторое преимущество в коммерческом сегменте, пока отечественные вендоры дорабатывают свои технологические и программные продукты для соответствия резко возросшему спросу. Однако в среднесрочной перспективе рынок отечественных решений выглядит более чем перспективным
В 2022 г., после ухода иностранных вендоров, на рынке труда впервые появилось много квалифицированных ИТ-специалистов, однако этот ресурс быстро исчерпался, и теперь снова можно наблюдать дефицит кадров с опытом работы. С другой стороны, сформировался целый пласт молодых специалистов, которые прошли обучение по программам крупных ИТ-компаний и по государственным программам «Цифровые профессии» и «Код будущего», но которые пока не способны в полной мере закрыть сложные ИТ-задачи, стоящие перед бизнесом в этом году, в том числе реализовывать сложные инфраструктурные проекты и оказывать дальнейшую техническую поддержку в процессе эксплуатации.
В 2023 г. можно ожидать, что государство продолжит оказывать поддержку ИТ-специалистам и вводить новые меры, поэтому часть уехавших специалистов вернется, и еще часть продолжит работать в российских компаниях из-за границы. Несмотря на это, дефицит ИТ-специалистов с узкими компетенциями сохранится, что будет мотивировать бизнес потреблять облачные сервисы, используя экспертизу провайдеров.
Экспорт ИТ-услуг в «недружественные» страны многократно снизился, однако отечественные вендоры и разработчики, помимо российского рынка, имеют более простой доступ на рынки стран СНГ и ЕАЭС, также доступны рынки африканских стран, Персидского залива, Латинской Америки и Индии, в которых зачастую представлены все ИТ-гиганты. Переориентировать экспорт в кратчайшие сроки и конкурировать с мировыми лидерами на этих рынках смогут только крупные российские игроки, которые в большей степени сосредоточены в сегменте информационной безопасности и которые уже имеют большой опыт ИТ-экспорта.
Что касается российских облачных провайдеров, то площадки для развития международных сегментов облаков также начали выносить в «дружественные» страны, развивая там инфраструктуру для географически распределенных компаний и экспортного бизнеса.
По всем предпосылкам, в 2023 г. мы будем наблюдать рост рынка более интенсивный, чем в предыдущие годы, однако показатели каждого облачного игрока будут зависеть от тех инфраструктурных возможностей, которые они готовы предложить заказчикам, от персонального подхода к бизнес-задачам и потребностям заказчиков, от квалификации технических специалистов провайдера.