Меню

Вырос спрос инвесторов на готовый бизнес и франшизы в Новосибирске

Иллюстрация: https://unsplash.com

Согласно данным Авито, по итогам 2022 г. интерес предпринимателей к поиску объектов для инвестиций в категории готового бизнеса и франшиз в России вырос на 16%. В Новосибирске — на 17% с 2021 г.

Ежемесячно объявления в категории «Готовый бизнес и франчайзинг» на Авито просматривают более 3 млн уникальных пользователей, и их количество постоянно растет. Около 77% из них — опытные предприниматели, которые официально занимаются бизнесом или его развитием. Это значит, что порядка 40% компаний сегмента МСП находится в постоянном поиске новых возможностей и направлений для развития, — рассказал руководитель макрокатегорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование для бизнеса» на Авито Илья Дудковский.

По словам эксперта, рост спроса на готовый бизнес в 2022 г. был обусловлен несколькими факторами:

1) сформировался новый класс инвесторов, которые ранее работали в крупных компаниях и сейчас готовы рассматривать покупку и развитие собственного бизнеса с целью диверсификации доходов;

2) выросла привлекательность вложений в готовый бизнес со стороны профессиональных инвесторов, которые в приобретении компаний видят новый инструмент инвестирования, либо инвестируют в отрасли, где сейчас прогнозируется быстрый рост бизнеса.

Так, стабильным остается спрос на компании, связанные с развитием интернет-каналов продаж и дальнейшим проникновением онлайн-торговли в регионы. При этом в отраслях, где сейчас появляются новые возможности для развития бизнеса, как, например, медицинская сфера, туристическая отрасль и автобизнес, спрос растет более высокими темпами. Перспективной остается тема франшиз: по итогам 2022 года спрос вырос на 10%, и интерес к их покупке будет набирать обороты за счет развития отечественных франшиз, которые сейчас заняли ниши, где ранее доминировал иностранный бизнес, — отметил Дудковский.

Самой востребованной категорией при выборе готового бизнеса на Авито в России, по данным аналитиков платформы, стали магазины и пункты выдачи: по итогам 2022 г. спрос на предприятия в этой сфере вырос на 6% по сравнению с 2021 г. Наиболее быстрорастущим спрос на такой бизнес оказался в Челябинске, Москве и Сочи магазины и ПВЗ в этих городах искали на 38%, 30% и 20% чаще соответственно. В Новосибирске спрос на магазины и пункты выдачи увеличился на 5%, а средняя стоимость готового бизнеса в этой сфере на платформе составила 700 000 руб.

Спрос на интернет-магазины (включая магазины на маркетплейсах) вырос на 54% за год, что связано с активным развитием онлайн-каналов продаж, которое наблюдается в последние годы. Наибольший интерес такой бизнес вызвал у предпринимателей Астрахани и Улан-Удэ, где его рассматривали к приобретению в 2,5 раза и в 2,1 раза чаще соответственно. В 2022 г. средняя стоимость готового интернет-магазина на Авито в России составила 100 000 руб., с прошлого года цена не изменилась. В Новосибирске интернет-магазины рассматривали к покупке на 65% активнее по сравнению с 2021 г., а их покупка на Авито обойдется в среднем в 120 000 руб.

Спрос на компании общественного питания за год вырос на 31%. Наибольший интерес бизнес в сфере общепита вызвал у предпринимателей Владивостока и Калининграда — там его рассматривали к приобретению на 95% и 82% чаще соответственно. В 2022 г. средняя стоимость заведения общепита на Авито в России составила 390 000 руб., что на 47% ниже, чем в 2021 г. Новосибирцы искали компании общественного питания на 41% чаще, чем в 2021 г., а их средняя стоимость на Авито в городе составила 590 000 руб.

Компаниями в сфере красоты в 2022 г. интересовались на 71% больше пользователей, что обусловлено относительной простотой бизнес-процессов, широким выбором доступных предложений, а также наличием фактически готовой инфраструктуры. Чаще всего покупку салонов красоты и косметологических центров рассматривали в Ульяновске и Саратове спрос в этих городах вырос в 2,5 раза и в 2,3 раза соответственно. В Новосибирске популярность готового бизнеса в сфере красоты выросла на 57% по сравнению с 2021 г., а приобрести салон красоты на платформе можно в среднем за 420 000 руб.

О покупке автомастерских и сервисных центров для автомобилей российские предприниматели задумывались на 43% чаще в 2022 г. Ключевым фактором роста спроса стало сокращение запасов комплектующих на складах официальных дилеров и автопроизводителей, что делает обслуживание автомобилей перспективным направлением для вложения капитала с быстрой окупаемостью. Автобизнесы оказались в 2,5 раза более востребованными в Новокузнецке, а в Сочи в 2,3 раза. В 2022 г. покупка автобизнеса на Авито в России обходилась в среднем в 750 000 руб. (-50%). В Новосибирске спрос на автомастерские и сервисные центры увеличился на 25%, а средняя стоимость готового бизнеса в этой сфере на платформе составила 2 000 000 руб.

Также россияне активно искали туристические и строительные компании: по сравнению с 2021 г. спрос на них вырос на 84% и 4% соответственно. Чаще всего покупку турфирм рассматривали в Хабаровске (рост спроса в 15 раз) и Новокузнецке (рост спроса в 10 раз), а строительных предприятий в Астрахани (рост спроса в четыре раза) и Ульяновске (рост спроса в 2,5 раза). В 2022 г. средняя стоимость туристического бизнеса на Авито в России составила 6 900 000 руб. (+6%), а строительных компаний 300 000 руб. (-25%). В Новосибирске туристические компании рассматривали к покупке в 2,2 раза активнее по сравнению с 2021 г. Их покупка на Авито в городе обойдется в среднем в 9 000 000 руб. и 400 000 руб. соответственно.

Спрос на стоматологические и медицинские компании вырос на 90% за год. Их популярность в 2022 г. была обусловлена активным расширением программ ДМС в регионах. Наибольший интерес такой бизнес вызвал у предпринимателей Рязани и Уфы, где его рассматривали к приобретению в 6,5 раз и 5,4 раз чаще соответственно. Купить медицинское учреждение на платформе в России можно в среднем за 1 800 000 руб. на 13% дороже, чем в прошлом году. Новосибирцы искали стоматологические и медицинские компании на 38% чаще, чем в 2021 г., а их средняя стоимость на Авито в городе составила 4 000 000 руб.

Спрос на производственные и сельскохозяйственные отрасли растет несколько иными темпами в связи с тем, что такие сферы требуют от инвесторов специфических знаний. В то же время они интересны, так как позволяют зайти в ниши, которые раньше занимал иностранный бизнес. Кроме того, в отличие от сфер туризма, медицины и автобизнеса здесь присутствует более высокая база. Так, предприниматели искали производства на 3% чаще по сравнению с 2021 г., отметили аналитики. Самый яркий рост спроса на заводы зафиксирован во Владивостоке предприятия стали востребованее на 90% по итогам года. Кроме того, активно рассматривали к приобретению производственный бизнес в Новокузнецке (+50%) и Улан-Удэ (+49%). Вырос спрос и на сельскохозяйственные компании их искали на 24% чаще по сравнению с 2021 г. Сельскохозяйственный бизнес стал наиболее привлекательным для предпринимателей из Хабаровска (рост спроса в 12 раз). В Новосибирске спрос на производственные компании вырос на 5% с прошлого года, а на сельскохозяйственные увеличился в 2,7 раза. Средняя стоимость предприятий в этой сфере на платформе составила 1 400 000 руб. и 500 000 руб.

Мы видим, что лидирующие позиции как в спросе, так и в предложении заняли ПВЗ. Потенциал роста этого бизнеса в перспективе следующих нескольких лет связан с популярностью электронной коммерции и ростом количества онлайн-заказов, поэтому сейчас он наиболее привлекателен для инвесторов. Растущий интерес к инвестированию в гостиничный бизнес можно объяснить несколькими факторами. В первую очередь объективные ограничения на зарубежные поездки, которые усиливаются в последние два года, сформировали спрос на варианты отдыха внутри страны. Кроме того, развитие госпрограмм по поддержке внутреннего туризма, в частности программы туристического кэшбэка, а с этого года — и программы субсидирования пассажирских перевозок — стимулировали интерес к альтернативным видам отдыха: отдых на природе, экотуризм или оздоровительные и спа-программы. На этом фоне не менее важным фактором остается совокупность капиталоемкости и трудозатрат постройки такого объекта с нуля. В случае с автобизнесом ключевыми факторами роста спроса стали изменение структуры рынка и сокращение запасов комплектующих на складах производителей и официальных дилеров, что делает обслуживание автомобилей перспективным направлением для вложения капитала с быстрой окупаемостью, — отметил Илья Дудковский.

В 2022 г. эксперты Авито зафиксировали растущий интерес инвесторов к покупке франшиз: по сравнению с 2021 г. спрос на них на платформе в России увеличился на 10%. В связи с растущей популярностью франчайзинга средняя стоимость паушального взноса увеличилась на 18% с прошлого года и составила 295 000 руб. 

С уходом иностранных франчайзи этот сегмент открыт для российских компаний. Наиболее активно растет спрос на франшизы в таких отраслях, как стоматология и медицина (в 8,8 раз), общественное питание (+85%) и туризм (+75%). Приобрести франшизы таких бизнесов на платформе в России можно в среднем за 700 000 руб., 340 000 руб. и 490 000 руб. соответственно.

В текущих рыночных условиях, когда эффективность привычных инструментов инвестирования все менее предсказуема, как никогда актуальным становится поиск новых возможностей. На этом фоне мы видим растущий спрос на покупку франшиз или объектов готового бизнеса. Выбирая между приобретением готового бизнеса и франшизы, менее опытные предприниматели могут оказаться не всегда готовы к рискам, которые связаны с управлением бизнесом предыдущими владельцами, и предпочесть начать самостоятельно дело уже известного франчайзера. Дополнительное преимущество покупки франшизы — доступ к уже популярному и раскрученному мастер-бренду с лояльной аудиторией, готовым пулом поставщиков и отработанными бизнес-процессами, которые можно быстро и легко тиражировать, — заключил Илья Дудковский.