ЦБ запустил опрос для тех, кто в прошлом году брал кредиты или займы. Так регулятор хочет оценить, насколько полно и добросовестно сотрудники банков и МФО раскрывают необходимую заемщикам информацию.
Банку России важно знать, не пытаются ли кредиторы вводить людей в заблуждение относительно условий договора и насколько корректно отвечают на уточняющие вопросы. Значительная часть опроса касается возможного навязывания платных услуг на этапе консультаций или включения дополнительных сервисов «по умолчанию». Опрос анонимный, пройти его можно до 23 апреля включительно.
По данным аналитиков ЦБ, за 2022 г. жители Новосибирской области больше 350 раз пожаловались регулятору на навязывание платных услуг и страховок. Чаще всего с такой недобросовестной практикой люди сталкивались, когда обращались в банки за потребительскими кредитами. Менеджеры либо уверяли, что страховка обязательна по закону, либо манипулировали отказом в кредите без покупки полиса. Кроме того, некоторые банки настаивали в ультимативной форме заключить страховой договор с конкретной компанией. Иногда согласие на тот или иной платный сервис было заранее проставлено за клиента, а это — незаконно.
В Банке России считают, что опрос поможет увидеть уровень оказания кредитных услуг глазами потребителей и учесть это как в надзорной деятельности, так и при разработке нового регулирования в сфере защиты прав потребителей. Результаты исследования будут опубликованы, каждый сможет с ними ознакомиться.
О любых случаях навязывания, как и других недобросовестных практиках, необходимо сообщать в интернет-приемную Банка России, напомнил регулятор.