Меню

Жители Новосибирской области стали реже жаловаться на навязывание услуг в банках

Иллюстрация: https://unsplash.com

Регулятор в январе-марте 2023 г. получил 70 обращений в связи с навязыванием при оформлении финансовых услуг. Жалоб по сравнению с первым кварталом 2022 г. в целом было на четыре больше.

По данным СГУ Банка России, за первый квартал 2023 г. жители региона сообщили о 34 случаях, когда сотрудники банков при продаже финансовых продуктов навязывали страховки или дополнительные услуги. Это почти на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года — тогда регулятору поступило 49 таких обращений. Чаще всего с навязыванием в банках люди сталкивались при оформлении потребительских кредитов. Подобная практика встречалась также при получении автокредитов и банковских карт, открытии счетов.

Еще 20 жалоб было на навязывание дополнительных платных услуг в микрофинансовых организациях. При оформлении онлайн-займов стоит обращать внимание, чтобы никакие сервисы не «подключались» автоматически, предупредили в Банке России. Если для отказа от дополнительных опций нужно снять «галочку» или прокрутить бегунок — это нарушение закона «О потребительском кредите (займе)». Услуга может быть оформлена, только если человек самостоятельно проставит отметку о согласии.

В 16 жалобах жители региона сообщали, что столкнулись с навязыванием при оформлении страховых продуктов. Речь шла о ситуациях, когда вместе с тем полисом, за которым обратился человек, ему без его согласия или в ультимативной форме продавали другие страховки или услуги.

Согласие клиента на финансовый продукт или услугу может быть только добровольным и осознанным. Любое принуждение к покупке, а также включение дополнительных опций без сообщения об этом человеку — незаконно. В апреле этого года Банк России проводил опрос о качестве консультаций в банках и МФО. Результаты показали, что при продаже дополнительных финансовых продуктов менеджеры в большей степени исходили из интересов своих компаний, а не потребностей и пожеланий заемщика. О том, что можно отказаться от таких услуг, консультанты сообщили только сорока процентам участников опроса, — рассказал заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Артур Музяев.

Он также напомнил, что для большинства добровольных страховок действует период охлаждения — 14 дней, в течение которых можно от них отказаться и вернуть все деньги, включая агентские. Такое же правило распространяется на услуги, но только если они были проданы во время оформления кредита или займа.