Меню

«Мы привыкли ассоциировать свой город с пылью, неухоженностью, отсутствием удобств»

Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: https://nsk.dk.ru/

«У нас все прекрасно с идеями, с историей, с культурой, сибирским колоритом и патриотизмом — плохо лишь с умением слышать и договариваться».

Общественный представитель АСИ по вопросам технологического предпринимательства в Новосибирской области Ольга Дорохова

— По итогам прошедшего в Новосибирске форума «Будущее города» хотелось бы сказать следующее. В русском языке довольно много заимствованных терминов, которые при переиспользовании фактически утратили свой первоначальный смысл. «Форум» в переводе с латинского во времена Древнего Рима обозначал площадь, место общенационального собрания, причем это древнеримское слово имеет старославянский синоним — «вече». Такая смысловая нагрузка термина предполагает место для прямого диалога между организаторами форума и его участниками, диалога, которого в Новосибирске между жителями и властью нет в принципе. У нас все прекрасно с идеями, с историей, с культурой, сибирским колоритом и патриотизмом — плохо лишь с умением слышать и договариваться.

Если говорить об управлении городом размером с Новосибирск, и уж тем более всю Новосибирскую агломерацию (Бердск, Кольцово, Краснообск, Обь) — это, безусловно, трудная задача. Масштаб нашей агломерации сопоставим с отдельными странами — такими, как Израиль, например. В советское время градообразующие и районообразующие предприятия были не только ключевым работодателем, они еще становились центром самодеятельности, несли обязательную социальную и инфраструктурную нагрузку, обеспечивали явку на мероприятия и профилактику мелких правонарушений.

При предприятиях были созданы ясли, детские сады, часто — скверы и дома отдыха, целые спортивные школы и клубы возникали на базе таких предприятий. В перестройку, к сожалению, были разрушены и сами организации, и принцип такого рода взаимоотношений.

Сейчас трудное время, и трудное оно для всех: многие бизнесы почувствовали на себе серьезное сокращение спроса, люди начинают экономить, а городские бюджеты, и без того дефицитные, съедает долговая нагрузка и внеплановые статьи расхода. Мы привыкли ассоциировать свой город с пылью, неухоженностью, отсутствием элементарных удобств, невыполненными социальными обязательствами.

Думаю, что пришло время для нового этапа развития города — когда у общества созреет наконец понимание того, что наш город — это мы. «Наши» не придут, не уберут, не отмоют, не отремонтируют площадку, а на все наши дорожные ямы не хватит энтузиастов заводить им аккаунты в соцсетях, тем более запрещенных. В тылу, как и на фронте, все наши — это мы. Между социально ориентированным бизнесом и жителями возможна прямая форма социального договора, когда бизнес говорит, какой оборот ему нужен, чтобы взять на себя ту или иную социальную нагрузку — посадить сквер, обустроить детскую площадку, место для выгула собак — а жители «копят» на нужную им инфраструктуру, совершая покупки и рекомендуя их совершать другим.  

Образно говоря — вводить коллективный кэшбек, который распределяется голосованием жителей внутри района. У нас очень неравнодушные люди, которые устали от равнодушия к себе. Можно создавать креативные кластеры, можно придумывать яркие идеи, можно продвигать город в международных новостях катком в форме болта, который видно из Космоса. Главное — перестать класть его на жителей города, попробовать хоть раз услышать их действительное мнение, создать площадку для реального диалога между горожанами, бизнесом и властью.

P.S. Новосибирск позиционирует себя как научная и интеллектуальная столица России. При этом у нас 130-летие будет отмечаться несъедобным тортом, спущенным по реке (прекрасная аллегория к сливу бюджетов в неизвестное русло). Рациональное предложение тут возникает только одно — чтобы из этого торта в финале выпрыгнул автор идеи или тот, кто ее утвердил. Желательно как можно дальше от города.  

Читайте также: Сможет ли Новосибирск стать городом-магнитом?