Меню

«Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы»

Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: nsk.dk.ru

Руководитель бренда CampFire Алексей Евтушенко рассказал «ДК», сколько стоит открыть производство автодомов, и почему это направление в России в ближайшее время будет только расти.

Домик у моря или в лесу, на озере или в горах — люди всегда мечтают о таком «убежище». А что, если домик будет сегодня в лесу, а завтра у озера, зимой в горах, а летом — на море, стоимость его не будет превышать полутора миллионов, а если захочется, он еще и сможет приносить доход? Примерно так подумали новосибирские предприниматели и решили запустить производство кемперов.

Авторами идеи и учредителями проекта стали Алексей Попов и Иван Свинаренко, известные Новосибирску по гастропроекту «Типография». А руководитель бренда CampFire Алексей Евтушенко рассказал «Деловому кварталу», сколько стоит открыть производство автодомов, почему это перспективный бизнес, как в этой нише может зарабатывать любой владелец кемпера, и почему это направление в России в ближайшее время будет только расти.

Почему вы решили запустить производство автодомов, и именно сейчас? Что говорят маркетинговые исследования о наполненности рынка, конкуренции и спросе в этой сфере?

— Мы с коллегами по бизнесу регулярно путешествуем с палаткой: рыбалка, охота, просто выезды с семьей и друзьями — выезжаем раз по десять в год. Поэтому мы неоднократно обсуждали, как сделать отдых более комфортным. Были разные варианты: палатка на крышу, автобус, прицеп. Нам показалось, что прицеп — все-таки самый удобный вариант, и решили, что можно купить. А потом подумали: зачем покупать, если можно сделать!

Начали изучать тему. Оказалось, что, помимо подержанных из Европы, в России есть и свои кемперы, которые производят здесь. Причем наши во многом более технологичные, удобные и интересные. Но все-таки в России производителей всего несколько десятков, и большинство из них параллельно еще сдают свои кемперы в аренду, но через свои каналы сбыта.

Мы стали звонить производителям с целью «купить» кемпер — узнавали, можно ли приехать и забрать автодом прямо сейчас, и если нет, то как долго ждать. Оказалось, что готовых домов практически ни у кого нет — большинство производителей называли срок ожидания от 2 до 6 месяцев. На кемперы стоит очередь, и производство не успевает за спросом. Важно отметить еще то, что производители, которых мы нашли, далеко не все крупные, и не у всех есть автоматизированное производство, в основном это сборка в «гараже». Есть несколько крупных производителей, которые могут выпускать до 20-30 единиц в месяц, но и у них тоже спрос превышает предложение.

В Новосибирске и вовсе работает только два производителя, которые в силу небольшого объема производства не могут обеспечить кемперами всех желающих.

Мы поняли, что спрос есть, и от года к году он только растет, поэтому можно смело заходить в эту нишу. Так как мы занимаемся бизнесом в разных других сферах, и у нас уже есть опыт запуска разных проектов, мы подумали, что это неплохое направление для инвестиций и мы сможем легко стартануть.

Как таковой жесткой конкуренции на рынке нет, так как продукция штучная, подход к клиенту — индивидуальный, а спрос — высокий. Но серьезно развитием рынка, популяризацией караванинга, маркетингом никто не занимается. В этом мы увидели возможность для себя: это то направление, в котором мы можем стать одним из заметных игроков и, возможно, лидеров рынка. У нас есть не только технический и производственный потенциал, но и опыт, и идеи по маркетингу и продвижению продукции на рынке. Мы хотим нести культуру караванинга и самостоятельного отдыха в массы. И для нас это не просто бизнес ради денег, это производство, запуска которого мы все очень ждем, чтобы взять первые образцы и поехать тестировать.

Какие у вас будут объемы?

— Пока собираем первые два образца и думаем, что можем позволить себе выйти на производство 20 единиц в месяц в следующем году. Как я уже сказал, у нашей компании есть преимущество перед другими: большой опыт ведения бизнеса, возможность инвестирования и привлечения других своих компаний к производству комплектующих и сырья для автодомов.

В конце июня мы планируем завершить два кемпера, на которых изучим и отработаем технологию сборки. Далее планируем каждый месяц увеличивать выпуск на две-три единицы.

Это будет сезонный выпуск или круглогодичный? И будет ли отличаться комплектация автодомов: зимняя, летняя, например?

— Производство будет круглогодичным, так как спрос сильно превышает предложение, да и туристы путешествуют не только летом. Даже если зимой будет чуть меньше заказов, мы будем собирать базовые модели, которые планируем дооснащать под клиента, когда будет приходить заказ. Базовая версия подходит для проживания как летом, так и зимой, а уже в зависимости от индивидуальных потребностей заказчика можно делать разные комплектации.

В базовой модели будет спальное место, кухня со столиком и шкафчиками, без особенных удобств. Если человек захочет, то можно встроить складной диван-трансформер, полки, дополнительные детские спальные места, которые крепятся сверху (всего в кемпере может ночевать четыре человека), кухонную плиту, холодильник и раковину с насосом. Плюс мы можем сделать отопление и кондиционирование. Хотя в базовой комплектации предусмотрена вентиляция, которая будет работать на забор воздуха как с улицы, так и изнутри. Покупатель может собрать свой «конструктор» — и мы дооснастим кемпер.

Как вы собираете автодома, из какого сырья?

— Сырье на 85-90% — российское. Материалы мы закупаем в основном у российских поставщиков, а из них уже сами изготавливаем дома на колесах. Сами делаем и шасси из металла, сами изготавливаем всю мебель и корпуса кемперов. Конечно, невозможно построить производство полностью из наших комплектующих, поэтому такие вещи, как крепеж, подвеска, некоторое дополнительное оснащение, мы все же вынуждены покупать у российских и китайских поставщиков, которых мы тщательно отбираем.

Корпус кемпера собирается из сэндвич-панелей, которые состоят из стеклопластика, экструдированного пенополистирола и фанеры. Конструкция получается очень надежная и легкая (около 500 кг), что очень удобно для путешествий — кемпер можно прицепить даже к маленькой машине, а водителям не нужны никакие дополнительные категории прав. Плюс «сэндвич» держит комфортную температуру при любой погоде: слой экструдированного пенополистирола не позволяет жаре и морозу проникать внутрь. Но как дополнительную опцию можно поставить кондиционирование и обогрев. Дождя тоже можно не бояться — конструкция герметична.

А оборудование иностранное?

— Да, многое покупали китайского производства. Есть и часть российского, немного Европы и США. Но китайцы, вопреки расхожему мнению, давно научились делать очень хорошее оборудование.

Значит себестоимость не слишком велика, и цена, соответственно, тоже? А продавать планируете по всей России?

— Изначально ориентируемся на Сибирь, но вообще будем продавать туда, где будут нами интересоваться. Если мы быстрее сможем продать в Сочи или Москву, то будем реализовывать и туда в том числе. Но хотелось бы в первую очередь снабдить Сибирь, чтобы люди спокойно могли ездить по нашей природе, ведь она у нас в Сибири великолепная.

Цена будет начинаться ориентировочно от 550 тыс. руб. за базовую комплектацию (так как рынок сейчас нестабилен и комплектующие могут расти и падать в цене, конечная стоимость может варьироваться). А уже в зависимости от потребностей заказчика в дополнительном оснащении может расти до 1-1,5 млн руб. Плюс стоимость может немного варьироваться в зависимости от модели кемпера — пока у нас их будет три.

В том числе мы планируем заниматься арендой — сдавать кемперы посуточно. Причем организовано это будет по интересной схеме. Сейчас мы параллельно запускаем ИТ-проект по аренде. Создаем специальную платформу типа букинга, где клиент может и выбрать себе в аренду кемпер и поставить на сдачу свой собственный. Например, вы купили автодом, летом съездили отдохнуть, а в остальное время кемпер стоит в гараже. Чтобы он себя окупал, можно его сдавать в аренду через нашу же платформу. У нас сильный отдел маркетинга, который будет привлекать большое количество клиентов, поэтому сдавать будет выгодно. И так его можно будет окупить за два-четыре сезона. Мы считаем, что это очень удачное вложение денег — и приобрести для себя продукт, и зарабатывать на нем. Такой проект будет первым в России. Поэтому рассчитываем, что спрос у нас будет большой.

Сколько вам пришлось вложить в запуск бизнеса, и каково состояние производства на этом этапе?

— Сейчас мы стартуем с небольшого производства в 400 «квадратов», на которых трудится четыре человека, потому что мы только погружаемся в проект и хотим все отработать до мелочей, а много людей будут друг другу только мешать. Пока в таком варианте мы собираем первые образцы. На нынешнем этапе мы можем позволить себе производить 6-8 единиц в месяц. Когда технология будет готова и понятна, мы пропишем регламент, расширим штат и площади.

Что касается вложений, то это достаточно дорогое удовольствие, потому что, помимо самого производства — инструментов, станков, оборудования — нужно было получать разные сертификаты и лицензию. Есть сертификат ОТТС, который дается на ограниченное количество единиц товара: на данном этапе это 150 единиц. Как только мы их произведем, следующую партию нужно будет заново сертифицировать, потому что могут быть изменения и в конструктиве, и в законодательстве — возможно, что-то придется корректировать.

Также, поскольку мы, увидев огромный спрос, торопились с запуском, и у нас не было времени придумать и проработать свои варианты моделей, еще одной инвестицией стала покупка технологии по сборке.

Сложно сказать, сколько мы вложили, потому что процесс инвестирования еще идет. Но первые две единицы, с учетом всего вышеперечисленного, нам обойдутся примерно в 6-8 млн руб. Следующие будут обходиться, конечно, значительно дешевле.

Вы вкладываете свои средства или заемные?

— Поскольку у нас есть рабочие бизнесы и прибыль, то можем пока инвестировать деньги, которые зарабатываем на других компаниях. Но как только мы дойдем до реализации кемперов, уже сможем самоокупаться и расти самостоятельно.

А какие вы видите перспективы этого рынка? Вдруг заграница быстро вернется в строй?

— Пока мы не видим серьезных предпосылок к тому, чтобы резко открылись границы. К тому же сейчас само государство стремится поддерживать внутренний туризм, в том числе развитие кемпинга в России. С 2024 г. планируется привлечь 20 млрд руб. в виде государственного субсидирования из госпрограмм. Поэтому, как нам кажется, рост внутреннего туризма неизбежен. И даже если границы откроются, и внешний туризм снова станет доступным, то внутренний в любом случае останется — людям всегда интересно проехать по России. А мы им эту задачу упростим. Внутренний туризм всегда был, просто не все знали, что можно путешествовать легко и удобно.

Сейчас уже спрос на внутренние путешествия заметно вырос — людям понравилось ездить по России. Потому что у нас прекрасная природа, есть что посмотреть. Тем более, чтобы отдохнуть в кемпере, необязательно заранее планировать отпуск, ставить его в график, не надо заботиться о билетах, местах на базе или в отеле, можно путешествовать спонтанно. Можно просто съездить всего на три дня, чтобы перезагрузиться.

Это еще и определенная культура. Для американцев это вообще уже давно привычная среда, там очень развит этот рынок и эта культура.

— Да, американцы даже проводят фестиваль кемперов. У них действительно развит этот рынок — люди ездят по штатам и останавливаются везде, где только можно. Но и у нас уже развитие идет стремительно. Когда в России предложение догонит спрос, и производители начнут активно расти, настанет этап конкуренции качеством, моделями, форматом, подачей, дополнительными опциями. То есть рынок будет не просто наполнен, он будет вариативен. Плюс, возможно, мы сможем выйти даже на зарубежные рынки и конкурировать уже с ними.

Вы для своей компании ставите такую цель?

— Да, конечно. Мы вообще хотим построить большой бизнес. Хотим выйти еще и на отдельный сегмент b2b — продавать фудтраки. Это интересная ниша: человек инвестирует всего 2-4 млн руб. и получает фудтрак, который можно зарегистрировать как передвижное кафе и ездить зарабатывать, ища места с подходящим трафиком и целевой аудиторией. На это спрос тоже есть, а рынок производства фудтраков еще меньше, чем кемперов. Это направление чуть сложнее, требует больше инвестиций и другой сертификации, поэтому производителей немного, но это пока. Этот рынок тоже начнет расти.