Сложные ситуации стимулируют бизнес обращать внимание на то, что раньше вызывало совсем небольшой интерес. Например, сегодня открылись перспективы сотрудничества там, где их трудно было представить.
Геополитическая, а также еще недавняя эпидемиологическая обстановка стали причиной ощутимого изменения ландшафта потребления импортных товаров FMCG, пищевой продукции и сотрудничества в сфере биотехнологий. Это подчеркивает важность прямого диалога представителей международного предпринимательского сообщества, которое, как и прежде, ставит задачу поиска новых путей сотрудничества.
Тему обсудили за круглым столом, организованным представителями Международного конкурса качества «Лучшие товары и услуги – ГЕММА» в рамках форума «Технопром-2023».
Модератором круглого стола выступила директор Международного центра сотрудничества «ГЕММА» Наталья Янкевич. В заседании приняли участие главный управляющий директор «MN Business Solutions and Projects Pty Ltd» доктор Эпифанея Маунзагона, генеральный секретарь Харбинской Международной ассоциации научно-технического сотрудничества и обмена (Харбин, КНР) Дуань Сяоюй, генеральный директор ООО Акционерная группа «Кэгу» Ху Динжун, официальный представитель Оргкомитета Международного конкурса «Лучшие товары и услуги – ГЕММА» в Бразилии Родриго Дора Роша, директор ООО «Натурафарм» Оксана Филонова, представитель компании «KOROLKOVA cosmetics» Федор Палесский и директор ООО «Йодометика» Анна Сызранова.
Главный управляющий директор «MN Business Solutions and Projects Pty Ltd» Эпифанея Маунзагона рассказала, как изменилась Африка за десять лет, почему в стране выгодно вести бизнес, и в какие отрасли лучше всего инвестировать.
Сельское хозяйство. Климат и пахотные земли — основа экономики Африки. Большая часть расходов людей сосредоточена на продуктах питания и средствах личной гигиены. Сейчас же существует достаточно возможностей для расширения и развития в сфере производства товаров народного потребления для тех, кто хочет инвестировать в этот сектор.
Обрабатывающая промышленность. Эксперт отметила, что Африка в первую очередь бедна из-за плохого управления ресурсами. Экспорт сырья вносит меньший вклад в ВВП стран, и поэтому правительство в настоящее время дружелюбно относится к инвесторам, которые приходят на открытые перерабатывающие и производственные предприятия. У инвесторов есть возможность поделиться своими идеями и навыками с Африкой и, таким образом, получить доступ к ее рынкам.
Африка изобилует возможностями для инвесторов во всех сегментах рынка FMCG — от производства, включая использование биотехнологий, до розничной торговли. Правительства все больше уделяют внимания политике, которая делает Африку более привлекательной для инвестиций, устанавливая нормативные акты и меры корпоративного управления, обеспечивающие надлежащую практику, и при определенных обстоятельствах могут применяться налоговые льготы, особенно когда экономика все равно выиграет от увеличения числа рабочих мест, — отметила доктор Маунзагона.
Возможности. Найдется место и для тех, кто хочет сделать людей красивыми. На данный момент в Африке возрос спрос на косметические и гигиенические средства. Рынок страны готов к совершенствованию и принятию альтернатив в этих областях.
В равной степени такие напитки, как пиво и безалкогольные напитки, являются неотъемлемой частью жизни граждан. Эксперт отметила, что правительства ограничили производство традиционных сортов пива, которые не регулировались из-за риска для здоровья. Население Африки ждет тех инвесторов, которые пожелают изучить рынок.
Поработав в разных частях региона, в разных секторах, все заинтересованные партнеры могут быть уверены, что Африка открыта для бизнеса, и когда мы понимаем, что наши партнеры готовы развиваться вместе с нами, мы многое сделаем, чтобы приспособить и расширить их бизнес. Проводится много исследований в области биотехнологий, есть больше возможностей для экспансии в Африку точно так же, как существует широкий неосвоенный рынок товаров FMCG, мы надеемся привлечь больше брендов и компаний на наши рынки, — подытожила Эпифанея Маунзагона.
Официальный представитель Международного центра сотрудничества «ГЕММА» в КНР, генеральный секретарь Харбинской ассоциации научно-технического сотрудничества и обмена Дуань Сяоюй высказалась о важности налаживания отношений между Китаем и Россией, в частности, с Новосибирском. Спикер отметила: «Инновации — двигатель нашего взаимного развития». Компания активно организует бизнес-миссии Новосибирск-Харбин для укрепления взаимодействия.
Генеральный директор ООО Акционерная группа «Кэгу» Ху Динжун оценила развитие российского продовольственного рынка в Китае, а также рассказала о сложностях взаимодействия наших товаров вне «дома».
По словам эксперта, российские товары привлекают китайских покупателей. Импортируемые из России напитки, конфеты, мороженое, подсолнечное масло, пшеничная мука и другие традиционные продукты пользуются большой любовью потребителей. Все они формируют нормированный импорт и поддерживают устойчивый ежегодный рост.
Однако на данный момент развитие рынка не сбалансировано. Основные места продаж продуктов находятся в российских портовых городах. Другие города занимают небольшую долю рынка, а потребители имеют меньшее понимание, что препятствует расширению российского продовольственного рынка в Китае.
Почему российский товар найдет место в Китае?
Высокая безопасность пищевых продуктов из России оправдывает доверие граждан. Жители Китая ценят наши товары за качественный и полезный состав.
Расширенная клиентская база – залог высоких продаж. Современные иностранные студенты находятся под влиянием западной культуры и образования, они с радостью воспринимают некоторые непривычные их культуре вещи.
Подводные камни
Россия вышла на китайский рынок позже европейский стран. Сейчас рынок переполнен аналогами иностранных компаний. Чтобы обойти конкурентов, нужно как можно больше демонстрировать российский товар в Китае и уделять рекламе особое внимание.
Необходимо тщательно проанализировать вкусы и запросы аудитории. Например, многие китайцы не воспринимают вкус водки и русского хлеба.
Ху Динжун отметила:
Расширение географии поставок российских товаров в Китае — важная задача, которую необходимо решать в срочном порядке. Двери Поднебесной рады встретить российских инвесторов. После того, как наши товары обретут представителей для поддержки и продвижения брендов, люди смогут познакомиться, а в дальнейшем чаще приобретать иностранные товары.
Новосибирские представители производственной сферы не только рассказали о своих предприятиях, но и о перестройке бизнес-процессов в сложное время. Так, директор ООО «Натурафарм» Оксана Филонова поведала секрет обхода кризисных ситуаций. Компания диверсифицирует бизнес с помощью контрактного производства, где выступает и заказчиком, и исполнителем. Основная идея заключается в увеличении капитала и снижении возможных финансовых рисков. Как бонус — статус предприятия повышается.
Директор ООО «Йодометика» Анна Сызранова также отметила плюсы контрактного производства. По словам эксперта, диверсификация бизнеса уже 20 лет позволяет компании обходить кризисные ситуации.
Представитель компании KOROLKOVA cosmetics Палесский Федор, как и Дуань Сяоюй, отметил важность взаимодействия науки и производства:
У нас в стране есть бесконечно сильный интеллектуальный капитал научного комплекса. С помощью российских научных центров можно обработать материал и представить его в готовом виде индустрии. Мост между наукой и коммерцией, связь промышленного центра и научно-практических работ — это важная ступень в достижении результата.
Иностранные участники круглого стола отметили, что им интересно взаимодействие с новосибирскими научными производствами: и Китай, и Африка видят хорошие перспективы торгового сотрудничества.
Елизавета Михайлова