Новая разработка НГТУ НЭТИ позволит оценить внутренние градовые повреждения композитных частей самолета. Как уверен автор проекта, такие дефекты практически невозможно обнаружить визуально.
Процент композитных материалов у авиалайнеров может доходить до 80%, и даже самый прочный материал может подвергаться деформации из-за ударных нагрузок. А для большинства композитных структур критичными являются высокоскоростные нагрузки — такие, как удары града. При этом, по словам Туана Ле Вьет, повреждение конструкций почти нельзя обнаружить визуально, так как часто деформируются внутренние слои. Поэтому внешне, например, крыло самолета может выглядеть целым, но при этом уже быть неспособным нести нагрузку. Возникает потенциальная опасность при эксплуатации самолета.
Мы разработали расчетную модель, которая описывает поведение самой градины, когда она ударяет о композитную панель: градина разбивается, при этом мы сразу считаем, какая деформация внутри панели. Нами была смоделирована серия ударов с разными размерами и скоростями частиц на многослойные композитные панели. Дальнейшим направлением развития будет имитация воздействия на высокорискованные участки (носок крыла) или на всю поверхность крыла. Ранее исследований по воздействию серии ударов града на композитные панели, а также по оценке остаточной прочности после удара не проводилось. Мы будем проводить дальнейшие эксперименты с численными моделями для определения повреждений внутри панели и расчета остаточной прочности, — процитировали в НГТУ слова автора разработки — аспиранта кафедры прочности летательных аппаратов ФЛА НГТУ НЭТИ Туана Ле Вьет.
Такая модель применима и для предприятий авиаотрасли, так как ее можно использовать при проектировании конструкции летательных аппаратов, испытаниях и исследованиях прочности композитных материалов.