Удорожание автокредитов, резкое сокращение доли российских иномарок, насыщение рынка машинами из Китая. Эксперты обсудили тенденции отрасли на «АВТО Конференции-2023» от компании «Д2 Страхование».
В новосибирском ЦКиО «Победа» состоялась конференция «Авторынок: вчера, сегодня, завтра». Это уже второе тематическое мероприятие, которое организует и проводит АО «Д2 Страхование».
Открывая конференцию, акционер «Д2 Страхование» Юрий Вавилов отметил, что компания мобильно действует на рынке автострахования, гибко реагируя на все новые тенденции:
«Работаем по всей России, головной офис — в Новосибирске, компания нашла свою нишу, свои сегменты».
В конференции вновь, как и в прошлом году, участвовали представители «Экспобанка», реализующего партнерские программы с АО «Д2 Страхование».
Стратегия дискуссии была определена в выступлении члена правления, заместителя генерального директора «Д2 Страхование» Ольги Васильевой:
«Ни в одном кризисе — 2007, 2010 и 2014 годов — сбережения населения не росли такими темпами. Интересный момент — что же население будет делать с этими сбережениями? По данным Банка России об использовании домашними хозяйствами своих активов, очень резко выросли депозиты — люди не столько стали брать кредиты, сколько копить и рачительно относиться к деньгам».
По данным статистики из официальных источников, количество собственных легковых автомобилей, например, в Эстонии в 2022 г. составляло в среднем 715 авто на 1000 человек. Для сравнения: в России на 1000 человек на начало 2023 г. в среднем было по 315 машин («Автостат»).
По словам Ольги Васильевой, для достижения показателя 715 автомобилей на 1000 человек, в РФ нужно продавать около 50 млн авто в год.
«Все помнят 2021 год, который пока по статистике лучший по продажам автомобилей — было продано 1,5 млн автомобилей», — уточнила эксперт.
После ее выступления, вектор дискуссии был направлен на проблему насыщения рынка, а также на страховые и банковские продукты, способные стимулировать продажи новых автомобилей.
Автокредиты дорожают
Директор департамента развития продаж автобизнеса ПАО Банк «ФК Открытие» Ольга Габеева рассказала о трендах автокредитования и страхования. Она отметила — выросла доля кредитных продаж в сегменте автомобилей с пробегом:
«У многих наших партнеров — дилеров — сегодня кредитная доля в сегменте автомобилей с пробегом составляет более 50% от всех кредитных продаж».
Ольга Габеева подчеркнула роль динамики ключевой ставки Ценробанка РФ при формировании конечной процентной ставки для кредита клиента:
«Чуть меньше года мы прожили в истории стабильной ключевой ставки 7,5%. В июле 2023 года получили, соответственно, ставку 8,5%. В августе ставка была пересмотрена и теперь она составляет 12%. Факт в том, что какая бы ставка ни была зафиксирована, нам придется жить в этих реалиях — ситуация такова, что банки будут поднимать клиентские ставки. Но сейчас банки стараются их поднимать постепенно, выдавая кредиты с минимальной доходностью».
Ольга Габеева напомнила, что в августе 2023 г. в среднем процентная ставка кредита для клиентов составила 16,9%, отметив, что «АВТО Конференция 2023» проходит 14 сентября, а заседание Совета директоров Банка России назначено на 15 сентября, где, вероятно, вновь повысят ключевую процентную ставку.
Так и произошло. На следующий после конференции день по итогам заседания Совета директоров ключевая ставка Центробанка составила 13%. А это значит, что ставки кредита для клиентов продолжат рост.
Новые страховые продукты
По словам Ольги Габеевой, в новых условиях развития рынка страховые продукты трансформируются:
«Они становятся более адаптированными под рынок, под запросы клиентов. Например, большой прорыв — страхование электромобилей, что сейчас есть не у многих. Потому что давать тарифы, аналогичные тарифам страхования автомобилей на ДВС (с двигателями внутреннего сгорания) — это достойно».
Заместитель директора по маркетингу АО «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ) Владимир Шикин обратил внимание участников конференции на рост автокредитования, напомнив о среднем чеке автокредита — сейчас он составляет около 1,4 млн руб.
По данным НБКИ, в июле 2021 г. средний размер автокредита был менее 1,1 млн руб. В июле 2023 г. — более 1,4 млн руб. Рост среднего размера автокредита от июля 2021 г. к июлю 2023 г. составил 28%. В Новосибирской области средний размер автокредита за аналогичный период вырос на 23%.
Также, согласно статистке НБКИ, динамика выдачи автокредитов в разных регионах России неоднородна. Ростовская, Кемеровская, Иркутская области показали рост выдачи (за период с июля 2021 по июль 2023 г.) + 28,7%, + 10,3%, + 14,2% соответственно. В то время как выдачи кредитов в Москве, Свердловской области и Югре (ХМАО) за аналогичный период сократились: на 23,9%, 22,8%, 17,5% соответственно. В Новосибирской области выдачи кредитов сократились до 2,4%.
Использовать китайский опыт
Президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин выступил с обзором текущих проблем и задач автомобильного рынка, а также представил ряд решений для его восстановления: он отметил важную роль поддержки государства в сохранении именно российского рынка отечественных брендов и достижении уровня продаж до 2 млн новых автомобилей в год.
«Представители нашей ассоциации говорят о том, чтобы наш автомобильный рынок стал наконец российским», — сказал Алексей Подщеколдин.
Он напомнил, что ранее, при СССР, был управляющий орган по производству автомобилей в стране — Министерство промышленности и торговли. Сейчас необходимо вновь создать подобное министерство.
«В годы новой России рынок производства новых автомобилей перестал быть отечественным. Было только четыре российских бренда, были китайские бренды, но основная часть — американские, европейские, японские и корейские. Когда началась СВО, бренды так называемых недружественных стран из России ушли. Ранее по другим причинам тоже ушли и китайские бренды, например, Lifan, Foton, Brilliance, Zotye. И в итоге рынок рухнул, потому что он обеспечивался на 77% не нашим автопромом. Китайцы развернули в России бренд Lifan, а затем бросили 40 дилеров — с машинами, без запчастей, один на один с клиентами», — рассказал Алексей Подщеколдин.
Эксперт уверен — из этого нужно сделать выводы, ситуация не исправится, пока автопром будет не отечественным, и не будет соответствующего законодательства по его защите. Алексей Подщеколдин привел в пример китайские законы, когда на рынок Китая приходит новый игрок, он имеет право владеть не более чем 50% от акций автозавода. В случае ухода с рынка страны, он будет вынужден оставить свои технологии и компетенции.
«А у нас все по-прежнему — промышленная политика не поменялась. Сейчас уже пришли 20 китайских брендов, за счет которых растет российский рынок производства новых автомобилей», — напомнил президент РОАД.
Он предложил воспользоваться опытом Китая, который впустил иностранцев в страну, сделав все, чтобы пришли инвесторы, создав им все условия (за исключением ограничением размера доли в проекте — не более 50%). В итоге китайцы оставили иностранным производителям автомобилей всего лишь 17% рынка. Остальные 83% — китайские бренды.
«И наша модель развития авторынка должна быть такой же, — уверен Алексей Подщеколдин. — Нужно воспользоваться китайскими инвестициями, создать им благоприятную промышленную политику, но со строгими жесткими правилами, чтобы в случае ухода автопроизводителя дилеры и клиенты были защищены. Производитель должен создать гарантийный и страховой фонды».
Экспансия «китайцев» продолжается
Исполнительный директор «Автостат» Сергей Удалов рассказал о динамике рынка легковых автомобилей:
«За последние 8 месяцев 2023 г. рынок легковых автомобилей в Росси увеличился почти на 41%. На рынке новых автомобилей в Сибирском федеральном округе рост не такой большой, как в целом по стране, но цифры достаточно динамичны — плюс 16%. В Новосибирской области за 8 месяцев продано более 7 тысяч легковых автомобилей, рост составил 24,3%».
По данным «Автостат», в целом по стране за 8 мес. 2023 г. в пятерку лидеров продаж вошли марки: Lada (1 место, рост продаж +92%), Chery, Haval, Geely, EXEED. Аналогичная картина в структуре лидеров продаж сложилась в Сибирском федеральном округе и в Новосибирской области.
Примечательно, что корейцы покидают былые лидирующие позиции на российском авторынке. Так, марка KIA, все еще удерживающая 6 место в рейтинге, сократила продажи на 53%.
Показатели топ-5 по моделям в регионах отличаются от общероссийских. В России в пятерку лидеров продаж вошли Lada Granta, Haval Jolion, Lada Niva Travel, Geely Coolray, Chery Tiggo 7 PRO MAX. Для сравнения: в Новосибирской области в топ-5 моделей также лидирует Lada Granta, однако на втором месте — Chery Tiggo 7 PRO MAX, на третьем — Lada Niva Travel. Далее идут Haval Jolion и Lada Niva Legend.
Аналитический отчет агентства «Автостат» еще раз подтвердил яркий тренд лидерства китайских марок как на общероссийском, так и региональных ранках. В структуре рынка по происхождению марок, по данным на август 2023 г., продажи новых китайских автомобилей составили 56% (рост — на 5% по сравнению с июлем 2023 г.). На втором месте — российские марки, 29% в августе (сокращение на 2% по сравнению с июлем 2023 г.). На третьем месте — «корейцы», 5%. Остальную долю рынка поделили японские, европейские и американские марки.
В числе трендов 2023 г. — резкое сокращение доли иномарок российской сборки: август 2022 г. — 35%, август 2023 г. — 12%. При этом значительно вырос импорт новых машин: август 2022 г. — 19%, август 2023 г. — 46%. В основе динамики роста — ввоз китайских автомобилей.
Кто победит в премиальном сегменте?
Директор дилерского центра EXPOCAR Олег Быстров, отвечая на вопрос: «Какой сегмент сейчас наиболее востребован — авто с пробегом, китайские авто или параллельный импорт?», сообщил: «Машины с пробегом — это драйвер рынка, далее идут китайские автомобили».
Коммерческий директор компании V-12 Николай Видинеев уточнил — о лидерстве китайских автомобилей можно говорить применительно лишь к масс-брендам:
«Если говорить о премиальном сегменте, то здесь преобладает параллельный импорт и китайских брендов тут — малая доля».
«То, что китайские автомобили займут и эту долю — это только вопрос времени. Премиальные китайские бренды, «гибриды», электромобили, практически на 50% выдавили на своем внутреннем рынке в Китае Mercedes-Benz, BMW. Audi», — добавил Олег Быстров.
«Д2 Страхование» уже готовит следующую конференцию в авто-сегменте, где эксперты в очередной раз соберутся, чтобы обсудить новые тренды и изменения на рынке. Сегодня же компания выражает благодарность всем участникам «АВТО Конференции 2023».
Остались вопросы или предложения? В «Д2 Страхование» рады продолжить обсуждение
Подробнее о спикерах конференции:
Президент Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин
ПАО Банк «ФК Открытие» Ольга Габеева
АО «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ) Владимир Шикин
Исполнительный директор «Автостат» Сергей Удалов
Директор дилерского центра EXPOCAR Олег Быстров
Коммерческий директор компании V-12 Николай Видинеев
Реклама