Меню

Рост цен и потребительской активности. Что происходит в экономике Новосибирской области?

Иллюстрация: https://unsplash.com

Потребительская активность в Сибири в октябре-ноябре продолжила расти в том же темпе, что и в предыдущие месяцы. Рост продаж отмечали как крупные супермаркеты, так и «магазины у дома».

Увеличение покупательского трафика и продаж фиксировали магазины одежды и обуви, мебели, стройматериалов. Пункты выдачи интернет-заказов были перегружены из-за большого количества посетителей. Владельцы кафе и ресторанов сохраняют высокие ожидания роста спроса на свои услуги, особенно в преддверии новогодних праздников, отметили аналитики Банка России в отчете «Региональная экономика. Комментарии ГУ».

По их данным, в Красноярском крае, Новосибирской и Омской областях количество заказов уже сейчас на треть превышает показатели 2022 г. О высокой загрузке сообщают курорты республик Алтай и Хакасия — в местах размещения заканчивается бронирование номеров на новогодние праздники.

В октябре 2023 г. месячный темп прироста цен (с поправкой на сезонность) замедлился. Введенные в сентябре экспортные ограничения и возврат параметров демпферного механизма стабилизировали цены на дизель и бензин. При этом компании, специализирующиеся на производстве молочной и мясной продукции, строительных материалов, мебели, продолжили переносить в цены возросшие в предыдущие месяцы расходы на логистику, покупку импортных материалов, комплектующих, оборудования. В ближайшие три месяца большинство сибирских компаний ожидают замедления роста цен по причине снижения стоимости горюче-смазочных материалов и укрепления рубля.

В сентябре-октябре 2023 г. условия кредитования для бизнеса продолжили ужесточаться. При этом спрос на кредиты оставался высоким. У компаний в приграничных с Китаем регионах рос интерес к кредитам в юанях, что связано с расширением совместного бизнеса.

В октябре наблюдался некоторый спад спроса на льготную и рыночную ипотеку. При этом повышенным остается интерес населения к кредитным картам с беспроцентным периодом, обороты по которым растут. Ставки по ним даже по истечении льготного периода более привлекательны относительно «новых» кредитов. Объем средств населения в банках в октябре продолжил расти. К середине ноября уровень предлагаемых ставок по вкладам достиг 15% годовых.

В сентябре-октябре добыча угля в Сибири сохранила позитивную динамику в основном за счет регионов, территориально близких к границам с Азией и дальневосточным портам России. При этом проблему вывоза угля сибирский бизнес называл самой острой для отрасли. Ощутимые потери несет крупнейший угольный регион страны — Кузбасс, где снижение экспорта, продолжающееся два квартала подряд, уже привело к сокращению добычи в августе-октябре в среднем на 5% в месяц. Планы по вывозу угля не выполнены из-за нехватки провозных мощностей. Запасы угля на складах растут.

По информации крупного производителя энергетического и металлургического угля, с начала года отгрузка снизилась на 10%. Другая компания из-за проблем с вывозом сдвинула цель по увеличению добычи на более поздний срок. Сибирский угольный бизнес сообщает, что в текущей ситуации ввод новых мощностей целесообразен только для восполнения выработанных запасов.

За девять месяцев 2023 г. объем производства в пищевой промышленности Сибири увеличился на 6% в годовом выражении. Представители сибирского пищепрома сообщали, что росту спроса способствуют импортозамещение, развитие онлайн-продаж и сервисов доставки, госзаказ, расширение экспорта. Региональные мясопереработчики отмечали, что текущий спрос выше прошлогоднего.

По оценке крупного мясопроизводителя, в III квартале годовой прирост продаж составил около 10%, годовая инвестиционная программа выросла в два раза. Другая компания нарастила производство за счет повышенного интереса потребителей к линейке готовых блюд. Производитель мясных консервов увеличил производство в рамках госзаказа.

Сибирские производители молочной продукции сообщали, что достаточно быстро адаптировались к сложностям с наличием ряда ингредиентов и материалов. Но были вынуждены экстренно тестировать новых поставщиков, менять рецептуру отдельных продуктов. Компании столкнулись с ростом себестоимости, но продолжают наращивать выпуск и выводить на рынок новые продукты, в том числе для замещения продукции ушедших западных компаний.

Производители хлеба и хлебобулочных изделий отметили снижение спроса на «массовые» сорта и востребованность более качественной высокомаржинальной продукции. Так, крупный производитель мучных кондитерских изделий сообщил о росте в октябре-ноябре количества заказов на 25-35% в годовом выражении. Увеличение спроса фиксируют производители экологически чистой продукции с местной спецификой (из сибирских орехов, ягод, мяса марала). По отдельным позициям растет экспорт в Азию.

За девять месяцев 2023 г. производство мебели в Сибири выросло на 13% в годовом выражении, в том числе в сентябре — на треть. Сибирские производители объясняют повышенный спрос увеличением ввода жилья, ростом инфляционных ожиданий населения, а также сокращением импорта мебели, особенно среднего и премиального сегментов.

По информации крупной мебельной компании, примерно на треть в годовом выражении возросла доля госзаказов (для школ, детсадов, больниц). Драйвером сибирской мебельной розницы становится интернет-торговля. Производители мебели под заказ сообщают, что наладили каналы продаж через маркетплейсы и постепенно наращивают производственные мощности. По информации представителей отрасли, проблемы с импортом сырья и комплектующих в основном решены. Но сохраняются проблемы с оборудованием, запчастями западного производства, а также премиальной мебельной фурнитурой, поставки которой из Европы сократились.

Увеличился ассортимент поставок из Восточной Азии. При этом из-за загруженности Транссиба сроки азиатских поставок возросли. Товары из Азии в Сибирь идут полтора-два месяца, что требует повышенных складских запасов (минимум на 3,5 месяца), а значит, расширения складских площадей.

В текущем году стоимость мебели у сибирских производителей практически не повышалась за счет удешевления фанеры и древесных плит. Однако произошедшее в III квартале 2023 г. ослабление рубля привело к подорожанию импортных комплектующих и оборудования. Увеличиваются расходы на логистику. Себестоимость производства мебели растет, и этот рост переносится в стоимость конечной продукции.