Меню

Александр Черепанов: «Прогнозы роста емкости цементного рынка СФО вполне реалистичны»

Иллюстрация: АО «ХК «Сибцем»

Итоги работы в уходящем году подвели в холдинге «Сибирский цемент».

О том, что и как влияет на деятельность компании и состояние рынка в целом, журналистам в ходе пресс-конференции рассказал вице-президент по инвестиционному развитию АО «ХК «Сибцем» Александр Черепанов.

Потенциал развития

«Производство цемента — ресурсо- и материалоемкая отрасль, которая «калькирует» тенденции, актуальные для экономики государства, четко отражает спады и подъемы. В XXI веке объемы выпуска базового строительного материала в нашей стране увеличиваются. Учитывая огромный отложенный спрос, обусловленный необходимостью восполнять недостаток транспортной и социальной инфраструктуры, обновлять возрастной жилой фонд, мы можем предположить, что рост сохранится», — подчеркнул Александр Черепанов.

По его данным, с 2000 по 2009 год в РФ было изготовлено 454 млн тонн «хлеба строительства», с 2010-го по 2019-й — 587 млн. Прогноз на текущее десятилетие — 638 млн тонн.

Позитивными, с точки зрения эксперта, выглядят и перспективы рынка Сибири. К 2034-му годовое потребление цемента в макрорегионе (в его прежних границах — с учетом Бурятии и Забайкалья) может вырасти с сегодняшних 6 млн тонн до 8,5 млн.

«Федеральный округ, расположенный в географическом центре страны, имеет колоссальный потенциал развития. Но чтобы его раскрыть, необходимо создать для людей, которые хотят жить и работать в Сибири, комфортные условия. Решение этой задачи напрямую связано с реализацией масштабных строительных проектов, поэтому прогнозы роста емкости цементного рынка СФО вполне реалистичны», — считает эксперт.

Устоять на рыночных качелях

Вместе с тем, анализируя состояние и перспективы отрасли в разрезе десятилетий, цементники испытывают трудности с планированием своей текущей деятельности. Показательным в этом плане стал и 2023-й.

«В начале года многие макроэкономические факторы указывали на замедление темпов строительства и возможный спад в потреблении цемента. С учетом этого годовой план продаж холдинга предусматривал реализацию 4,6-4,7 млн тонн продукции. Но уже во втором квартале произошел значительный рост спроса, выходящий за рамки сезонных колебаний, — отметил Александр Черепанов. — Так как мы обычно готовим заводское оборудование к работе, используя формулу «план продаж + 10%», холдинг смог устоять на «рыночных качелях» и выполнить все обязательства перед потребителями. Сейчас понимаем, что «закроем» год с результатом в 5,5 млн тонн цемента».

Но справляться с подобными рыночными «всплесками» удается не всем и не всегда. Именно поэтому представители отрасли продолжают говорить о необходимости формирования системы прогнозирования объемов потребления цемента на срок от одного года до 3-7 лет.

«В настоящее время мы не получаем от федеральных и региональных властей информации о «цементоемкости» будущих строительных проектов. Это имеет критическое значение для отрасли, предприятия которой в среднем загружены лишь на 60%. Чтобы существенно увеличить объемы производства, мы должны выполнить длительные и дорогостоящие мероприятия по ремонту и техобслуживанию агрегатов. Работы занимают до полутора-двух лет, — объяснил Александр Черепанов. — Таким образом, не сумев нарастить выпуск продукции в короткие сроки, производители теряют часть возможной прибыли. Не лучше и обратная ситуация: когда компания вкладывает в подготовку оборудования значительные ресурсы, а потом не может компенсировать затраты и несет значительные убытки».

В то же время расходы на производство цемента постоянно увеличиваются. «СМИ часто обсуждают эту тему, цитируя спикеров, неглубоко погруженных в специфику нашей отрасли. Они указывают на множество факторов, но на самом деле рост себестоимости цемента происходит в основном из-за компонентов, цена которых напрямую зависит от государства — товаров и услуг субъектов естественных монополий. Мы видим, что в 2023 году тарифы на газ выросли на 10%, на железнодорожные перевозки — на 10,75%, — прокомментировал Александр Черепанов. — Стоит отметить, что группа расходов, на которые АО «ХК «Сибцем» не может повлиять (газ, уголь, тариф на электроэнергию, железнодорожный тариф, дизельное топливо, ГСМ, НДПИ и прочие) или может влиять в незначительной степени (расходы на сырье, тару, ремонт) обширна. Доля таких расходов в структуре себестоимости продукции составляет 69%. Из этого следует, что рост себестоимости является объективным фактором, действующим помимо воли производителей цемента».

Вагоны сверх норматива

От объемов выпущенной продукции и издержек производства во многом зависит то, сколько средств компания может выделить на модернизацию предприятий. Инвестиционный бюджет «Сибцема» в 2023 году оценивается в 4,3 млрд руб. (с учетом НДС). Холдинг реализовал масштабные проекты в разных регионах присутствия. В том числе на Топкинском цемзаводе введена в эксплуатацию современная сепараторная установка, на «Красноярском цементе» запущено в работу новое помольное отделение.

Часть инвестиций направлена на обновление собственного парка подвижного состава. «В настоящее время в прямом управлении компании «КузбассТрансЦемент», отвечающей за эксплуатацию железнодорожного транспорта холдинга, более пяти тысяч вагонов. Это почти вдвое превышает экономически обоснованный лимит и практически на 100% «закрывает» наши потребности в отгрузке готовой продукции, доставке сырья и материалов, необходимых для производства цемента», — сообщил Александр Черепанов.

По его словам, имея сверхнормативное количество вагонов, компания сохраняет возможность сотрудничать с потребителями из разных регионов. Такую «роскошь» сегодня могут позволить себе немногие. Дело в том, что с 1980 года по настоящее время протяженность железных дорог общего пользования в России почти не изменилась. При этом объем грузов стал больше в несколько раз. Из-за продолжающей переориентации на восток товары «едут» к получателю по все более сложным маршрутам, это приводит к увеличению оборота вагонов: вместо обычных 17 суток они находятся в пути 28-35, а нередко и 60.

Обеспечить качество

В настоящее время холдинг поставляет цемент потребителям Сибири, Урала и Дальнего Востока, ведет отгрузки на объекты Северного морского пути, а также в Казахстан. В ассортименте «Сибцема» 24 вида цемента, в том числе 16 общестроительных и 8 специальных. На заводах компании ведут работу современные аккредитованные лаборатории, действует многоступенчатая система контроля — клиентам предлагают сертифицированную продукцию стабильно высокого качества.

Однако таким образом ведут работу далеко не все производители: российский рынок цемента буквально захлестнула волна фальсификата. Согласно «Отчету о результатах оценки эффективности обязательного подтверждения соответствия цементов и смесей бетонных», подготовленному в 2023 году Ассоциацией по техническому регулированию «АССТР», данный показатель увеличился с 5,6% (3,16 миллиона тонн) в 2020 году до 21,3% (13,14 миллиона) в 2022-м. Это объясняется отсутствием государственного контроля за оборотом отдельных видов стройматериалов, упраздненного в 2021-м.

В решении проблемы сделан только первый шаг — подготовлен проект постановления Правительства РФ о проведении эксперимента по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении отдельных видов продукции, в том числе цемента и бетона.  

Пока полноценный госконтроль не возвращен, добросовестные производители стараются защитить потребителей своими силами. Например, «Сибцем» в 2022 году изменил дизайн 25- и 50-килограммовых бумажных мешков, который стал единым для всех пяти цементных заводов холдинга. Одновременно компания внедрила коммерческие наименования продукции «СИБЦЕМ ЭКСПЕРТ 500», «СИБЦЕМ ПРОФИ 450» и «СИБЦЕМ НОРМАЛ 400». Цифровая и буквенная составляющие, связанные с ГОСТовской классификацией, должны стать ориентиром для потребителей при выборе требуемого вида цемента. На каждом мешке теперь размещен QR-код. Отсканировав его, покупатель перейдет на соответствующую страницу официального сайта компании, где сможет получить подробную информацию о строительном материале.

Реклама