Меню

Российский КАМАЗ в силах побороться с китайскими марками за первенство на рынке

Автор фото: Michael Fousert. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Аналитики желают подорожания техники на фоне спада импорта — именно при таких условиях лизинг станет выгодным решением для приобретения грузовых машин. Лидером отечественного рынка остается КАМАЗ.

Нынешних остатков импортированных китайских седельных тягачей и самосвалов на складах дилеров хватило бы только до февраля-марта 2024 г. Однако, если уровень поставок сентября-октября 2023 г. сохранится, то дефицита можно избежать, отметили эксперты ВТБ Лизинг.

Сегодня на рынке грузовых авто сложилось несколько разнонаправленных тенденций. С одной стороны, в сентябре мы наблюдали сокращение импорта техники из Китая на фоне роста утильсбора, изменения курсов валют и повышения ключевой ставки. Кроме того, рост экономической активности, развитие новых логистических маршрутов и инфраструктурных проектов толкает спрос на грузовики вверх. Это давит на рынок. С другой стороны, уже в октябре ввоз техники из Китая отчасти оживился, а российские марки продолжают наращивать выпуск машин, занимая все большую долю рынка. Таким образом, негативные факторы отчасти нивелируются. Мы ожидаем, что из-за все же сохраняющегося спада импорта техника в следующем году может подорожать, и как следствие лизинг станет самым выгодным инструментом для ее приобретения, — отметил генеральный директор ГК ВТБ Лизинг Антон Мусатов.

Согласно аналитическим данным, в среднем на рынке РФ во второй половине 2023 г. ежемесячно продавалось седельных тягачей SITRAK — 2300 шт., Shacman — более 900 шт., FAW — более 700 шт. На ноябрь 2023 г. среди основных поставщиков оставалось седельных тягачей SITRAK порядка 6000 шт., Shacman — 2000 шт. и FAW — 3000 шт. При среднем уровне продаж и отсутствии пополнения на складах эти запасы были бы реализованы к февралю-марту 2024 г.

К тому же, по подсчетам аналитиков компании, в среднем ежемесячно на рынке РФ продается китайских самосвалов SITRAK/ HOWO более 600 шт., Shacman — порядка 1200 шт., FAW — более 900 шт. В стоке основных поставщиков осталось самосвалов SITRAK/ HOWO порядка 1450 шт., Shacman — 2500 шт., FAW — 2650 шт. При сохранении уровня продаж и отсутствии пополнения этих машин может быть достаточно до февраля 2024 г.

Эксперты отметили стабильный рост доли рынка производственных в России автомобилей. В 2022 г. она достигла 39% в сегменте, а также 15% отдельно в седельных тягачах и 18% — в самосвалах. Лидером рынка все также остается отечественный КАМАЗ. По прогнозам, именно он может показать кратный рост в сегменте тягачей в первом квартале 2024 г. 

Данные НАПИ указывают на то, что КАМАЗ в 2024 г. увеличит объемы продаж техники на российском рынке на 6,67%. Другие отечественные и белорусские бренды также увеличат продажи, но темпы их роста не сравнятся с КАМАЗОМ. Продажи китайских брендов в 2024 г. на российском рынке вырастут на 4,45% по сравнению с 2023 г.

Елизавета Михайлова