Меню

Аналитики: «Российский авторынок в 2024 г. не превысит показатель в 1,4-1,5 млн сделок»

Автор фото: Julian Tong. Иллюстрация: https://unsplash.com/

По данным ВТБ, декабрь стал самым «урожайным» месяцем 2023 г. для российского авторынка, а результат за весь год оказался выше итога-2022 на 440 тыс. сделок. Что прогнозируют эксперты на 2024-й?

Специалисты ВТБ и «Открытие Авто» отметили, что инфляционные ожидания, активность китайских марок и желание дилеров закрыть планы с хорошими показателями позволили декабрю стать самым успешным месяцем прошлого года — продано порядка 128,9 тыс. авто (на 9% больше, чем в ноябре). Итог года — 1,13 млн машин (+58% или +440 тыс. автомобилей) к провальному 2022-му (687,4 тыс. машин).

Согласно данным, наиболее востребованной моделью АвтоВАЗа стала Lada Granta. В 2023 г. был поставлен рекорд по продажам этого автомобиля — 206,1 тыс. машин. Это в два с лишним раза больше, чем годом ранее.

Также успех в продажах продемонстрировало и отечественное семейство вседорожников Niva — 92 тыс. (+137%). В противовес, продажи Vesta, составлявшие 113 тыс. в 2021 г., в 2023-м оказались скромными — всего 49,3 тыс. Столько машин АвтоВАЗ отгрузил салонам. Реальных же покупателей успели обрести 41,2 тыс. машин.

По словам аналитиков, относительно высокий ежемесячный уровень сбыта (2,4 тыс. машин в декабре, +26% к ноябрю) — у продавцов «Москвичей». Однако, по отчетам дистрибьютора за 12 месяцев, дилерам было продано 15 тыс. машин, из которых до конечных покупателей добралось только 13 тыс.

УАЗ, ГАЗ, «Соллерс» и Evolute реализовали за прошедший год суммарно порядка 104 тыс. машин, отметили эксперты. В целом за отечественными брендами по итогам года — 470 тыс. сделок, или 42% всего авторынка.

По итогам года, благодаря параллельному импорту в десятке ведущих иностранных брендов, помимо китайских марок, удалось удержаться KIA (34 тыс. а/м), Hyundai (26 тыс.) и Toyota (22 тыс.). Все продемонстрировали двухзначное падение продаж относительно прошлого года.

Однако уже в декабре, помимо отечественных и китайских марок, место удалось сохранить лишь еще одному «иностранцу» Kia (1,8 тыс. машин). П прогнозам экспертов, в 2024 г. топ-10 покинет и он.

Как мы и прогнозировали, общий объем продаж в 2023 г. не превысил 1,14 млн автомобилей. В январе-феврале текущего года от рынка не стоит ждать тех же темпов, что он показал в декабре. Морозы, ударившие по активности многих клиентов в мегаполисах в первой декаде января, и затяжные праздники не позволят рынку выйти больше, чем на 60-65 тыс. сделок. Не достигнет декабрьских рекордов и февраль. Хотя, учитывая переполненность многих складов «китайцами», этот период может быть выгоден для покупки новой машины. Деньги, «замороженные» в «металле», для дилеров становятся все дороже, и продавцы будут идти на уступки. Порядка 35% машин, завезенных из Поднебесной в прошлом году, к началу января оказались не распроданы, — прокомментировала руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.

Как добавил вице президент ВТБ, начальник управления партнерских продаж авто Владимир Высоцкий, при сохранении нынешних экономических условий, традиционное оживление рынка начнется в весенние месяцы:

Продавцы будут мотивировать покупателей к сделке аргументами про подорожание. На самих дилеров будут давить новые амбициозные планы дистрибьюторов.

Также аналитики группы ВТБ отметили, что китайские марки планируют реализовать на российском авторынке порядка 1,25 млн автомобилей. АвтоВАЗ хотел бы продать полмиллиона машин. ГАЗ, УАЗ, «Москвич» и «Соллерс» тоже поборются за внимание. Возьмут свое и те, кто продолжит ввозить машины по параллельному импорту. При реализации всех этих планов российский авторынок мог бы приблизиться к 2 млн штук, но вопреки повышенной ставке автокредитования и стабильному росту стоимости машин, едва ли он сможет подняться выше 1,4-1,5 млн сделок. В то же время AEB прогнозирует рост рынка на 15%, или до 1,3 млн штук.

Елизавета Михайлова