Меню

«Нельзя взять любое слово и использовать в коммерческих целях без риска на 5 миллионов»

Иллюстрация: Предоставлено спикером

Зачем регистрировать свой бренд в Роспатенте? Это очевидно: для защиты. А еще это дает право продавать франшизу. А какие виды товарных знаков возможно зарегистрировать? Разъяснения эксперта.

Эксперт по интеллектуальной собственности, защите брендов, совладелец компании «ИНТЕЛАЙТ» Ирина Бабинцева  

Ведение бизнеса связано с использованием брендов, которые необходимо защищать. Для защиты брендов придумали процедуру регистрации товарных знаков в Роспатенте. В России за регистрацию товарных знаков отвечает Роспатент. Нельзя взять любое слово и начать его использовать в коммерческой деятельности без риска выплаты компенсации 5 000 000 руб.

Перед использованием слова проверьте его по базам зарегистрированных товарных знаков и поданных заявок на регистрацию товарных знаков. Зарегистрированный товарный знак дает право на монопольное использование этого обозначения в отношении товаров и услуг, для которых он зарегистрирован.

В зависимости от вида деятельности, выбирают определенный класс международной классификации — это список товаров и услуг, разделенных по группам или классам. Он принят в большинстве стран мира. По классам определяют, на какие товары и услуги действует этот товарный знак. 

Виды товарных знаков, которые вы можете зарегистрировать:

— Словесные обозначения — самые популярные. Чаще всего регистрируют названия компаний и товаров, доменные имена, фамилии основателей и их псевдонимы, слоганы и аббревиатуры.

— Логотипы со словом и картинкой.

— Изображения предметов, объектов, символы и любая другая графика тоже могут стать товарным знаком. Это могут быть логотипы, этикетки, паттерны, узоры, например, на ткани или обоях.

— Объемные изображения тоже могут быть товарным знаком. Например, бутылки, коробки или ювелирные изделия.

Владелец бренда вправе предоставлять в пользование другому лицу или передавать по наследству, а также запрещать иным лицам использовать товарный знак в отношении тех товаров, для которых он зарегистрирован.

Стоит отметить, что регистрация товарного знака не требует больших временных и финансовых затрат, а процесс регистрации занимает в среднем от 6 до 10 месяцев. Правовая охрана товарного знака действует десять лет с даты подачи заявки, после чего ее можно продлить. 

Для чего же предпринимателю необходима регистрация своего бренда?

Во-первых, зарегистрированный товарный знак можно использовать как средство защиты от недобросовестных конкурентов, которые могут попытаться зарегистрировать схожий товарный знак. Если кто-то начнет использовать сходный бренд, вы без труда запретите конкурентам работать под вашим брендом.  

Во-вторых, зарегистрированный товарный знак можно передавать по лицензионному соглашению и франшизе за вознаграждение. Когда бренд не зарегистрирован в Роспатенте, юридически оформлять франшизы нельзя.

Покупка права использования незарегистрированным брендом опасна и для продавца, и для покупателя. Покупатель франшизы может сам зарегистрировать знак в Роспатенте, а потом подать в суд на продавца франшизы. А если обнаружится кто-то третий, кто давно зарегистрировал такой знак, ответственность понесут и продавец франшизы, и все покупатели такой лжефраншизы.

В-третьих, если ваш бренд зарегистрирован в Роспатенте, вы можете получить компенсацию за незаконное использование вашей интеллектуальной собственности — товарного знака. Размер компенсации от 10 000 руб. до 5 000 000 руб.

Регистрация товарного знака защищает ваши инвестиции в продвижение бизнеса. Если вы работаете на маркетплейсе без зарегистрированного товарного знака, то ваш магазин может быть заблокирован по требованию владельца товарного знака. Блокировка магазина — это потери для бизнеса. Дешевле зарегистрировать товарный знак и безопасно развиваться.

Бывают ситуации, когда бизнес может работать без регистрации товарного знака и ничем не рисковать. Приведем примеры. Если предприниматель занимается перепродажей товаров производителя-правообладателя, важен факт регистрации товарного знака производителем. Достаточно, чтобы регистрация товарного знака была у производителя. Предприниматель, осуществляющий перепродажу, должен убедиться, что покупает легальный товар.

Регистрация товарного знака в Роспатенте — это эффективная защита бренда, возможность увеличить прибыль и защитить вложения в бизнес.