Меню

Новосибирская область вошла в тройку регионов с самым высоким креативным потенциалом

Автор фото: Diego PH. Иллюстрация: https://unsplash.com/

В топ-3, без Москвы и Санкт-Петербурга*, вошли Краснодарский край, Новосибирская и Нижегородская области. Оценивали инфраструктуру креативных индустрий, политику региона, турпривлекательность и др**.

Совместный рейтинг опубликовали Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ и ВНИЦ R&C. 
 
Согласно данным исследования, в 2023 г. в топ-20 произошли заметные изменения: в число лидеров вошли семь регионов. Новосибирская область значительно улучшила свои оценки по всем четырем блокам показателей (+35).
 
Как подсчитали специалисты, креативные пространства в РФ расположены на территории 78 регионов. Лидируют по количеству объектов Москва, Свердловская область, Санкт-Петербург, Краснодарский и Красноярский края, Нижегородская, Ростовская, Новосибирская, Самарская и Томская области.
На территории этих регионов сосредоточено 73,5% от общего количества креативных пространств. Регионы, занявшие места в Топ-10, можно отнести к крупнейшим инфраструктурным центрам креативных индустрий, поскольку на их долю приходится 48% общего числа российских креативных объектов. В целом, можно сделать вывод о крайне неравномерном развитии инфраструктуры креативных индустрий, что выражается в концентрации креативных кластеров и пространств в определенном количестве субъектов РФ, — говорится в исследовании.
Исследование второго блока включает оценку качественных показателей, отвечающих за формирование благоприятной среды развития креативных индустрий в регионах. В их число входит оценка наличия в регионе утвержденного программного документа, описывающего цели, задачи и ожидаемые результаты развития креативных индустрий, а также мер их региональной поддержки, закрепленных в нормативном поле адресно для субъектов креативного предпринимательства.
 
По итогам 2023 г. такие программные документы были приняты к исполнению в 36 регионах страны. Еще в 77 регионах в отчетном году определены и реализованы меры региональной поддержки креативных индустрий, а по сравнению с 2022 г. вдвое (до 32) выросло количество регионов, которые могут продемонстрировать достижения сразу по двум рассматриваемым показателям. Именно они и являются лидерами по данному блоку показателей, уверены эксперты. В их числе — Новосибирская область.
 
Кроме того, экспертами был оценен опыт регионов в проведении крупных международных и федеральных событий, а также практики проведения событий местного масштаба. Новосибирская область — на второй строчке топ-10 этого блока.
 
Также наиболее многочисленный по количеству показателей блок рассматривает факторы влияния креативных индустрий и креативного регионального продукта на туристическую привлекательность региона. Здесь оценивались количественные показатели туристическо- экскурсионной деятельности, общее количество музейных объектов (музеев, галерей и выставочных залов), театров, филармоний и концертных залов, кинотеатров, объектов промышленного и гастрономического туризма. Новосибирск попал в топ-10 на восьмую строчку, согласно данным рейтинга.
 
Как сообщили аналитики, только в двух регионах РФ отсутствуют концертные залы. Как минимум одним музыкальным залом обладают семь регионов, и только 13 регионов имеют 10 и более залов. Новосибирск попал на последнюю строчку топ-13 этого раздела туристического блока.
  • Москва (55);
  • Санкт-Петербург (47);
  • Свердловская область (21);
  • Республика Башкортостан (15);
  • Республика Татарстан (14);
  • Московская область (12);
  • Нижегородская область (12);
  • Краснодарский край (12);
  • Самарская область (11);
  • Челябинская область (11);
  • Ставропольский край (11);
  • Пермский край (10);
  • Новосибирская область (10).

СПРАВКА

 
*В силу высокого потенциала и значительных усилий Москвы и Санкт-Петербурга по развитию и продвижению креативных индустрий было принято решение не включать их результаты в итоговое ранжирование.
 
**В рейтинге оценивали потенциал 84 регионов по 14 ключевым показателям, объединенным в четыре тематических блока: «инфраструктура креативных индустрий», «политика региона в области креативных индустрий», «опыт проведения профильных мероприятий» и «туристическая привлекательность».